double arrow

Тема 8. Региональное управление и местное самоуправление

Факторы, оказывающие влияние на развитие и функционирование государственной службы.

Рассматривая государственной службу как один из важнейших элементов государственного управления, мы не можем не выявить ряд факторов, которые оказали в последние десятилетия существенное влияние на ее развитие и функционирование:

¨ стремление самых различных стран реформировать свои системы государственной службы, внесение в принципы их деятельности элементов административного менеджмента;

¨ новые требования к государственной службе европейских государств в рамках ЕЭС предъявило принятие решения о создании европейского союза (Маастрихтские соглашения);

¨ к новой политической ситуации на континенте привел выход на общеевропейскую политическую арену государств Восточной Европы и бывших республик СССР, что также предъявило новые требования к государствам и их администрациям;

¨ резкое изменение экологической обстановки в мире, появление новых опасных болезней и возвращение многих старых потребовало образования новой сферы межгосударственного сотрудничества и новой сферы деятельности государственных чиновников.

Вопросы по теме.

7.1. Что такое государственная гражданская служба Российской Федерации?

7.2. на что подразделяется государственная гражданская служба Российской Федерации?

7.3. Что призвана обеспечить Государственная служба?

7.4. На что объективно сориентирована государственная служба как постоянно действующий институт, не зависящий от срока полномо­чий избираемых органов власти?


8.1. Региональный уровень управления: цели, задачи и функции.

Практическая реализация любого из основополагающих принципов современной государственности осуществляется в рамках определенных территориальных единиц конкретными органами власти. Преимущественно через них власть взаимодействует с гражданами. Территориально-административные образования выступают частями государства, от функционирования и характера взаимодействия которых прямо зависит их благополучие.

При наличии регионального политико-административного деления государства принципиальным является характер самого государственного образования: выбор в пользу федерализма или унитарной формы правления не связан прямо с численностью населения или размером территории. Это означает, что этот вопрос должен решаться на базе определенных ценностных критериев, соответствующих природе человека,.

Первейший и важнейший из них - права человека. Сегодня они признаны ООН в качестве приоритетных ценностей внутри- и межгосударственных отношений, что требует подчинения решения вопросов государственно-территориального устройства созданию надежных гарантий уважения прав человека и, в том числе, связанных с ними прав национальных и иных меньшинств.

Вторым важнейшим основанием при определении форм территориального устройства может служить экономическая, социальная, оборонная и иная целесообразность, эффективность власти.

К третьему критерию оценки оптимальности форм территориальной организации можно отнести выражение и защиту специфических национальных, лингвистических, религиозных, историко-культурных и других групповых интересов.

Четвертый критерий - возможности легитимности власти, политического участия граждан, общественной самореализации личности.

В качестве пятого критерия оценки оптимальности форм территориальной организации можно выделить их соответствие традициям, политической культуре, менталитету граждан, этических и региональных групп.

Шестой критерий оптимальности - предотвращение или институализированное, относительно безболезненное решение конфликтов.

Региональное управление в унитарных государствах.

Широкое распространение регионального уровня управления во многих, прежде всего западноевропейских унитарных государствах шло начиная с 50-х годов ХХ века. Именно в этот период термин “региональное управление” или “региональные власти” стал использоваться для обозначения управления на уровне больших территорий, внутри которых в свою очередь также имеется своя система местного самоуправления.

Среди основных мотивов создания региональных политико-административных единиц необходимо назвать следующие:

необходимость диффузии (размывания) власти с целью блокирования возможности установления новых диктатур;

устранение излишней политической концентрации власти на национальном уровне.

стимулирование процессов регионального планирования;

раскол монолитной и неэффективной национальной бюрократии;

ответ на давление со стороны базирующихся в регионах культурных и лингвистических движений, требующих автономии.

Региональные органы власти первоначально создавались для децентрализации государственных функций и для планирования и поддержки местного развития. Виды деятельности, которые они могут вести самостоятельно, ограничены теми, которые подпадают под принцип «сабсидарности».

В связи с переносом основных мероприятий на региональный уровень особое значение приобретает отладка системы регулирования направления развития и функций местной экономики. При этом главным является определение водораздела между функциями федеральных и региональных органов управления. последним необходимо дать возможность самостоятельно решать локальные проблемы. Региональные органы должны взять на себя ту часть предприятий, которые обеспечивают выполнение социальных функций.

Объективное положение органов государственного управления регионального уровня достаточно сложно и порой противоречиво. Являясь органами государственного управления, они в большей или меньшей степени находятся под постоянным контролем со стороны центра, испытывая необходимость в согласовании и координации своей позиции с ним. Такая зависимость от центра характерна даже для устоявшихся федераций. Значительно сильнее эта зависимость, естественно, прослеживается в «регионализированных» унитарных государствах.

С другой стороны, региональные органы управления вынуждены считаться с мнением органов власти местного уровня. Несмотря на то, что последние (особенно в федеративных государствах) находятся в определенной (иногда весьма существенной) зависимости от регионов, объективно интересы и тех, и других, их положение в системе государственного управления нередко весьма близки. Не случайно многие специалисты относят региональный уровень управления в унитарных государствах к местному управлению.

Задачи региональных органов управления (интересы регионов) связаны в первую очередь не с развитием экономики как таковой, а с заботой о человеке, сферой его жизнедеятельности. Это обстоятельство определяет и основные функции региональных органов управления: акцент их воздействия смещается на решение задач управления собственностью, трудовыми ресурсами, формирования системы направленного предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: