Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения

Земельный кодекс РФ (п.6 ст. 27) предусматривает особый порядок
регулирования оборота земель сельскохозяйственного-назначения. Его
особенности предопределяются рядом природных и социальных
факторов. Земли сельскохозяйственного назначения - компонент
окружающей среды, включающий почвы, и природный ресурс,
являющийся средством производства в сельском хозяйстве,
обеспечивающим,, продовольственную безопасность страны, уровень
благосостояния российского населения. Государство обязано особо
охранять земли сельскохозяйственного назначения' от нерационального
их использования. Данную задачу решает Федеральный закон "Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения"1,> принятый
Государственной Думой 26 июня 2002 г. Он регулирует отношения,
связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными
участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает
правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и
долей в праве общей собственности на'земли сельхозначения.
Определяет условия предоставления земельных участков
сельхозназначения, находящихся -в'-' государственной; или
муниципальной собственности, а также изъятие их а государственную и
муниципальную собственность^ ' ' ';

Действие названного закона не распространяете» ;на земельные
участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного
назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного
строительства, ведения личного подсобного и дачного-осозяйства,
садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные,
участки занятые зданиями, строениями, сооружениями. -,;?,

1 СЗ РФ. 2002, №30, ст. 3019.

Современная Гуманитарная Академия


Федеральный закон (п.3 ст.1) называет шесть принципов на базе которых разрешается оборот2 земель сельскохозяйственного назначения.

По содержанию они созвучны, но не повторяют требования основных принципов земельного законодательства, сформулированных в Земельном кодексе РФ (ст.1), а конкретизируют их применительно к землям сельскохозяйственного назначения. Назовем эти принципы:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление размера общей площади участков
сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории
одного административно-территориального образования субъекта
Российской Федерации и могут одновременно находиться в
собственности гражданина, его близких родственников, а также
юридических лиц; 3) преимущественное право субъекта Российской
Федерации или в.случаях, установленных законом субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления на покупку земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже,
за исключением продажи с публичных торгов; 4) преимущественное
право субъекта Российской Федерации !(в установленных случаях -
органа местного самоуправления) на покупку доли в'праве общей
собственности на земельный участок из земель сельхозназначения при
возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
5) установление особенностей предоставления земельных участков
сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, а также
иностранным юридическим лицам; 6) предоставление гражданам и
юридическим лицам в собственность земельных участков
сельхозназначения, находящихся 'в государственной или
муниципальной собственности на возмездной или безвозмездной
основе в случаях, установленных Федеральными законами.

Особенности, приватизации ' земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или> муниципальной собственности. Земли сельхозназначения приватизируются в порядке установленном федеральным законодательством. Однако начало приватизации земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем принятие субъектами Российской Федерации законов м иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения, не допускается.

Нормирование земельных участков сельскохозяйственного назначения. Законом установлены предельные размеры и требования к местоположению земельных участков сельскохозяйственного назначения. Минимальные размеры таких участков могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии


с требованиями федерального законодательства о землеустройстве.

Размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных^ угодий,'которые расположены на территории одного административно- " территориального образования субъекта Российской федерации и могут одновременно находиться в собственности гражданина,„его. близких родственников, а также юридических лиц, которыми данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные), капиталы данных юридических лиц, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Установленный законом субъекта Российской Федерации размер общей площади таких земельных участков не может быть менее чем 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования (см. Приложение №1).

Совершение сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения, если в результате их совершения образуются новые земельные участки, размеры и местоположение не соответствуют установленным законом требованиям, не допускается.

Не разрешен также выдел земельного участка в счет доли (долей)
в праве общей собственности на земельный участок из состава
искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер
выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше
установленного 'субъектами Российской Федерации^предельного
минимального размера земельного участка для мелиорированных
земель. ';

Введены ограничения земельных прав иностранных граждан, иностранных юридических лиц^ лиц без гражданства,,^ также физических лиц в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов. Названные субъекты земельных отношений могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (см. Приложение №2).

Когда в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался земельный участок сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок, то такой земельной участок или доля должны быть отчуждены собственником. Эта обязанность собственника земельного участка и земельной доли должна быть реализована в течение года со дня возникновения его права на земельный участок или доли в праве общей собственности на земельный участок либо со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собою нарушение требований Федерального закона. Если собственник земельного участка




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: