Проблемы безопасности на транспорте

После появления автомобиля был принят закон, согласно которому перед движущимся автомобилем должен был бежать гонец с флажком, предупреждая всех об опасности. Этот способ использовали и на Московской паровой железной дороге. Тем не менее, 17 августа 1896 г. автомобиль, ехавший по главной улице Лондона со скоростью 6 км/ч, задавил насмерть мисс Дизерол. Это была первая автомобильная катастрофа в мире.

Ни одна самая страшная эпидемия в мире (чума, холера и др.) не уносила столько жизней, сколько ежегодно уносят транспортные аварии. Ученые подсчитали, что за 100 лет существования автомобильный транспорт стал причиной гибели более 30 млн человек, т.е. больше, чем в Великую Отечественную войну. В Японии во многих городах устанавливают щиты, оповещающие о количестве несчастных случаев, произошедших за истекшие сутки и с начала года.

Обеспечение безопасности движения на различных видах транспорта является в настоящее время одним из приоритетных требований, предъявляемых к транспортным системам. В общей совокупности комплекса мероприятий по обеспечению безопасности перевозок можно выделить три основных направления:

1. совершенствование конструкций транспортных средств;

2. развитие транспортных магистралей и инженерных сооружений;

3. совершенствование систем управления движением.

Автомобильный транспорт, как по числу погибших, так и по числу раненых на несколько порядков опережает другие виды транспорта.

В отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте – 1-2, на речном – 1-23, а на воздушном – 37-310 человек. На воздушном транспорте практически не бывает раненых.

Каждый год в мире гибнет в дорожно-транспортных происшествиях до 500 тыс. человек и 10 млн. получают увечья. В России в 2000 г., по данным ГУ ГИБДД, зафиксировано 157,6 тыс. ДТП, в которых погибло 25 594 и было ранено 179401 человек. Число погибших на 100 пострадавших составило 13,6%. В настоящее время эти показатели значительно выросли (таблица 7). Каждое пятое происшествие в той или иной степени связано с недостатками содержания улично-дорожной сети.

Таблица 7

Статистика ДТП за 2011 г – январь-октябрь 2012 г в Российской федерации

Общее количество ДТП, число погибших и раненых
ДТП Погибло Ранено
                 
199 431 199 868 170 091 26 567 27 953 23 173 250 635 251 848 216 384

Тяжесть последствий ДТП в России в 3-4 раза выше, чем в развитых странах. Это объясняется несвоевременностью оказания медицинской помощи, несовершенством отечественных автомобилей, а также большим количеством нарушений правил дорожного движения. В России за год задерживается до 1,7 млн человек в состоянии опьянения за рулем (около 14 % от общего количества ДТП) и 1,5 млн человек без водительских удостоверений (примерно 16 % от всех ДТП). Много аварий происходит на железнодорожных переездах (2/3 переездов в России не оснащены шлагбаумами). Безаварийность железнодорожных переездов достигается строительством специальных приспособлений, поднимающихся в момент перекрытия движения.

Согласно общим оценкам экспертов Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, минимальная оценка ущерба от гибели и увечья людей, порчи и повреждения грузов на транспорте составляет 3 – 4% от величины валового национального продукта.

Меньшее количество погибающих при ДТП в отдельных европейских странах и США не в последнюю очередь связано с обязательным 100%-ным страхованием транспортных средств, так как на деньги страховых компаний проводятся исследования вопросов безопасности движения; широко применяемым дорожным патрулированием скоростных магистралей (в том числе вертолётами и радарами) и развитой медицинской авиацией. Большая часть смертельных случаев происходит из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи (происходит невосполнимая потеря крови).

Согласно имеющимся статистическим оценкам, за продолжительный период времени уровень безопасности пассажирских перевозок различными видами транспорта характеризуется следующими расчетными показателями (таблица 8). Основой обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте является комплекс устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Централизация управления движением поездов осуществляется путём разделения транспортной сети на отдельные участки, на которых управление движением осуществляется из единого диспетчерского пункта. В зависимости от конкретных условий эксплуатации расстояния между пунктами могут быть от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Управление осуществляется на основе планов-графиков движения пассажирских и грузовых поездов с использованием средств радио- и телеуправления, светофорной и иной электросигнализации. В случае нарушения команд или сигналов, подаваемых с диспетчерского пункта, осуществляется автоматическая блокировка дальнейшего движения поезда.

Таблица 8

Уровень безопасности пассажирских перевозок различными видами транспорта.

Вид транспорта Среднее расстояние, при котором происходит ДТП, млн. пасс-миль на одного погибшего
железнодорожный  
автомобильный  
мотоцикл  
водный  
воздушный: рейсовый вне расписания частный  
 
 
 

Повышение безопасности движения обеспечивается также комплексной механизацией и автоматизацией работы на сортировочных станциях, системой управления стрелками и вагонными замедлителями, улучшением условий надёжного торможения и характеристик тормозных систем локомотивов, совершенствованием технического состояния путей сообщения и устройств для безаварийной эксплуатации колёсных пар, бандажей, рам, тележек, рельсов и др. Для обнаружения технических дефектов широко используются ультразвуковые и магнитные дефектоскопы.

Огромное внимание уделяется психофизическому состоянию локомотивных бригад и диспетчеров, играющих решающую роль в обеспечении безопасности движения.

На автомобильном транспорте из-за многочисленности и подвижности транспортных средств проблемы обеспечения безопасности движения носят наиболее острый характер. Постоянно совершенствуются системы активной безопасности автомобилей, т.е. тех узлов и агрегатов, которые предотвращают дорожно-транспортные происшествия (тормозные системы, рулевое управление, шины, системы освещения и обеспечения видимости, информационные, антиблокировочные, антизаносные и др.). Ведётся интенсивная разработка и широкое внедрение систем пассивной безопасности, т. е. устройств, ограничивающих или даже полностью исключающих негативные последствия ДТП (ремней безопасности, фронтальных и боковых подушек безопасности, травмобезопасных рулевых колонок и педальных узлов, пожаробезопасных топливных систем, складывающихся зеркал, надежных конструкций дверных замков, ручек дверей и др.).

Активное применение перечисленных выше средств позволило добиться снижения тяжести последствий и числа погибших в ряде стран Западной Европы.

Повышаются требования к автомагистралям. Безопасность движения повышается за счёт устройства транспортных развязок и пересечений на разных уровнях, совершенствования дорожно-строительных материалов, улучшения видимости, применения современных светоотражающих полимерных материалов для дорожной разметки и знаков, совершенствования обустройства территорий, примыкающих к автомагистралям, развития дорожного сервиса и систем обеспечения медицинской и технической помощью.

Большое внимание уделяется работе по распространению специальных знаний в области обеспечения безопасности движения среди широких слоёв населения, включая дошкольные и школьные учреждения.

На водных видах транспорта безопасность движения достигается благодаря обеспечению технического контроля за состоянием судов, безопасности гидротехнических сооружений; прогнозированию и современной передаче метеопрогнозов, включая штормовые предупреждения; совершенствованию работы навигационных систем и средств световой сигнализации, повышению квалификации экипажей; своевременному выполнению комплексов работ по инженерному обеспечению безопасного судоходства. Многие из этих требований в нашей стране выполняются на крайне низком уровне. Пренебрежение требованиями технической безопасности привело к крушению прогулочного теплохода «Булгария» (2011 г), сухогруза «Амурская» в Охотском море (2012).

Наряду со спутниковыми навигационными системами современных судов в местах интенсивного судоходства широко применяются и стационарные системы, позволяющие определять местоположение судна с точностью до 200-300 м, что в условиях мореплавания является вполне достаточным. На речных водных путях для чёткого определения фарватера используются плавучие и береговые световые сигналы и створы. Особое внимание уделяется своевременному проведению дноуглубительных работ для обеспечения гарантированных глубин портов и речных магистралей.

На воздушном транспорте особое внимание уделяется технической надёжности летательных аппаратов в целях предотвращения катастрофических последствий. Следует отметить, что в нашей стране высока доля иностранных пассажирских воздушных судов, практически выработавших свой ресурс.

Надёжность техники обеспечивается на этапе её создания за счёт резервирования и 2-3-кратного дублирования наиболее ответственных систем и поддерживается в процессе эксплуатации. Наземные технические службы обеспечивают безопасные ресурсы узлов и агрегатов за счёт планово-предупредительной системы обслуживания и средств бортовой диагностики в строгом соответствии с принятыми регламентами технического обслуживания для конкретного типа летательного аппарата и условий его эксплуатации.

Управление воздушным движением над строго определенной территорией осуществляется из одного контрольно-диспетчерского пункта (КДП) с использованием средств двусторонней радиосвязи с экипажами летательных аппаратов. Полёты летательных аппаратов осуществляются в строго определённых коридорах, эшелонированных по высоте. При пересечении границ районов осуществляется «передача» летательного аппарата от одного КДП другому.

Крайне высокие требования предъявляются к работе диспетчерских служб в воздушном пространстве вблизи крупных аэропортов и при обеспечении международных воздушных сообщений.

Особая роль в обеспечении безопасности полетов отводится навигационным системам – средствам определения местоположения летательных аппаратов в пространстве. Различают бортовые навигационные системы (автопилот, радиокомпас, высотомер, указатели крена и тангажа и др.) и наземные – радиомаяки, относительно которых определяется положение летательного аппарата в пространстве. Практически все летательные аппараты последнего поколения используют спутниковые навигационные системы.

Безопасность полётов обеспечивается также за счёт учёта метеоусловий и реализации комплекса мер по борьбе с их отрицательными последствиями: обработки летательных аппаратов антиобледенительными препаратами, прогноза метеообстановки по всему маршруту полёта, резервирования запасных аэропортов, работы наземных метеостанций, развития средств автоматического управления летательными аппаратами во время взлёта-посадки.

Требования, предъявляемые к отдельным элементам транспортных систем, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию, на любом виде транспорта имеют международную унификацию и регулируются международными соглашениями и конвенциями.

ЛИТЕРАТУРА

6, 17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: