Сокращение расходной части бюджета, т.е. приведение расходов в соответствии с доходами, снижение расходов в содержании государственного аппарата.
Как правило, государство в условиях государственной нестабильности, особенно в период получения кредитов при заключении договоров с международными кредитно-финансовыми учреждениями идет по пути снижения финансовых инвестиций народного хозяйства.
В результате темпы развития производства замедляются, а с другой стороны создается угроза социального протеста среди населения, т.к. социальные гарантии и обеспечение населения резко падают.
1. Расширить базу и объем поступления за счет доходов в бюджет. Должна быть расширена база или повышена ставка действующего налогообложения граждан и социальных расходов.
Повышение ставок налогов и увеличение их числа ведет к снижению экономической активности населения, поскольку зарабатывать дополнительные доходы невыгодно, т.к. они сразу уйдут в налог, кроме того отрицательным явлением является уход налогоплательщиков от уплаты налогов. Американский экономист Лаффер установил зависимость между ставками налогообложения и размерами доходной части бюджета. Суть ее состоит в том, что при нулевой ставке налогообложения доходы бюджета равны 0, рост налогообложения ведет к повышению доходов бюджета только до определенной нормы налогообложения.
Как только налоги начнут превышать уровень, 40-45% поступления в бюджет начинают сокращаться.