Принципы построения бюджетной системы

Бюджетная система и политика государства.

Бюджет – это единственная форма доходов и расходов государства.

В Швеции, ФРГ, Франции существует индикативное планирование, т.е. примерно прибрасывают, какие деньги и куда надо потратить. В Украине нет комитета планирования, и все планируется на бюджетный год.

Министерство Экономики подает Министерству Финансов прогноз на текущий год, где считается рост или падение ВНП, курс национальной валюты, доллара, расчетный фонд потребителя заработной платы, прибыли – и это все лежит в основе формирования бюджета.

Ведут статистику:

1) Комитет по статистике;

2) Министерство Финансов;

3) Национальный банк;

(И все эти статистики не совпадают).

Из поданных расчетов Министерство Финансов верстает бюджет и при этом учитывается:

1) Прогноз Министерства Экономики

2) Бюджетная резолюция (в ней говорится, что бюджетный дефицит не должен превышать, например, примерно 5%, а минимальный оборот не более такой-то суммы и т.д.)

3) Программа Кабинета Министров (ранее ни одна не была выполнена)

4) Заявки министров (заявки все время растут, а удовлетворение их падает)

По нынешнему бюджетному году для военных было утверждено, во-первых, на зарплату, питание (дали); во-вторых, на технику, ПСМ, оружие (не дали).

Министерство Финансов составляет первый вариант бюджета. Правительство должно вынести на Верховный Совет 15 сентября, а бюджетная резолюция вынесена 1 июля. Верховный Совет должен изучить бюджет.

I чтение состоит в докладе (основные моменты, бюджет политики; читает министр финансов или премьер). Затем выступают депутаты о приемлемости или неприемлемости бюджета. И все эти заявки поступают в бюджетный комитет, который должен обобщить эти предложения. Но все предложения должны указывать, где взять деньги на это предложение.

Во II чтении идет голосование по каждому пункту поправок. Если недостаточно II чтения, проводится III чтение и т.д., пока бюджет не будет утвержден. Затем его подписывает президент. Если он накладывает вето, то тогда парламент может отклонить вето, но не менее 300 голосами. И тогда президент должен подписать бюджет в течение 10 дней.

В настоящее время исполнение бюджета поручено казначейству Украины, которое должно обеспечить контроль над движением бюджетных средств и их сохранности. В соответствии с Законом Украины о бюджетной системе основными принципами ее построения являются:

1. Единство бюджетной системы, которое предполагает существование единого счета доходов и расходов каждого звена бюджетной системы. Принцип обеспечивается:

v Единой правовой базой.

v Единой системой бюджетных классификаций.

v Единой формой бюджетной документации.

v Существующей денежной системой (все расчеты в национальной валюте).

v Социально-экономической политикой государства.

2. Принцип полноты, который предполагает отражение в бюджетах всех уровней, всех доходов и расходов. Причем, если расходы превышают доходы на 0,1% общей величины бюджета, они должны быть расписаны по конкретным направлениям использования.

3. Принцип достоверности, который предполагает формирование бюджета на реальных показателях, научно-обоснованных нормативах, и отражение в исполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банка.

4. Принцип гласности. Предполагает освещение в средствах массовой информации показателей бюджета и отчетов об их исполнении.

5. Принцип наглядности, который предполагает отражение бюджетных показателей во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, развитие экономики Украины и ее международных экономических отношений.

6. Принцип приоритета государственного интереса. В зависимости от механизма формирования доходной и расходной части бюджета бюджетные системы могут быть дискрикционными и недискрикционными.

Дискрикционная система предполагает, что исполнительные органы власти могут вносить изменения в систему налогообложения и менять источники формирования бюджета без законодательных изменений фискальной системы.

Если недискрикционная система – не имеют право вносить изменения без изменения законодательной системы.

8. Общая характеристика бюджета.

Государственный бюджет – это централизованный план денежных доходов и расходов государства, который представляет собой баланс и включает в себя два раздела:

1) доходную;

2) расходную.

Главным источником формирования доходов государственного бюджета являются налоги, сборы и другие обязательные платежи, которые законодательно предусмотрены для физических и юридических лиц, т.е. граждан и хозяйственных субъектов.

Налоги, платежи и сборы могут быть общегосударственного или местного значения. Общегосударственные платежи, как правило, в определенной пропорции распределяются между бюджетами разных уровней. Пропорции распределения определяются законодательством на каждый конкретный бюджетный год!

В США - с 1 июля, в Европе – с 1 сентября.

На 1997 год:

100% НДС – в национальный бюджет

100% налога с прибыли – в местный бюджет

Все местные налоги и сборы, перечень и величина которых определяется местными органами власти в пределах действия закона, остаются в распоряжении местного бюджета.

ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

v Налог на прибыль хозяйственных субъектов.

v Личный подоходный налог с граждан.

v Начисление на социальное страхование и пенсионное обеспечение.

v Акцизы.

v Таможенные сборы и платежи.

v Специальные платежи за использование природных ресурсов хозяйственными субъектами.

v Налоги на имущество граждан и хозяйственных субъектов.

v Прочие поступления.

РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА

Это система платежей, которую осуществляет государство из своих денежных доходов. Основными направлениями бюджетных расходов являются:

v Содержание государственного аппарата и обороны.

v Социальное обеспечение граждан.

v Финансирование здравоохранения, образования, культуры, науки, физкультуры и спорта, и других социальных сфер.

v Инвестиции народного хозяйства, которые называют фондом развития экономики.

v Финансирование специальных программ за счет создания специальных бюджетных или внебюджетных фондов (Чернобыльский фонд занятости, помощи беженцам и другое).

v Финансирование бюджетных займов в связи с кризисным состоянием экономики и отельных предприятий.

Сальдо бюджета – это соответствие ее доходной и расходной части.

Превышение расходов национальными доходами называется бюджетным дефицитом.

В соответствии с рекомендациями МВФ – предельно допустимая норма дефицита бюджета – 7-8% ВНП или 20% общей суммы доходов государственного бюджета.

Для Украины МВФ установил более тесную норму допустимого дефицита бюджета – 4,5-5%, а в соответствии с Законом Украины дефицит бюджета не может превышать бюджет развития, – т.е. сумму инвестиций в народном хозяйстве.

Явление бюджетного дефицита оценивается экономически неоднозначно.

Существует два полярных подхода:


МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

Общая сумма дефицитов бюджета за вычетом положительного сальдо бюджета, рассчитанная за длительный период, образует государственный долг.

Большинство стран мира считают государственный долг после II Мировой Войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: