double arrow

Основные направления повышения эффективности налоговой системы Украины


В Украине в 90-х годах произошли существенные изменения в налоговой системе. В этот период было много дискуссий о том, как сделать эту систему эффективной.

Без налогов обойтись нельзя, но, в тоже время, их использование может приносить разный эффект, в том числе и отрицательный. Налоги можно сравнивать с препаратом, лечебные средства которого проявляются только при его применении в разумных дозах. А налоговая практика Украины показывает, нелегко правильно определить эти разумные дозы.

Пути совершенствования налоговой системы Украины

а) Умеренность налоговых сборов, то есть подорвать стимулы домашних хозяйств и предприятий в повышении степени своей экономической активности и государство получит меньший доход от налоговых поступлений (см. рис. 2 «кривая Лаффера»)

б) Высокие налоги могут стимулировать процесс утаивания доходов.

Припрятывание доходов является одним из элементов теневой экономики.

Теневая экономика – это экономическая деятельность, связанная с производством и обменом товаров и услуг, не получающая законной регистрации или учета.

В Украине нет точных количественных оценок теневой экономики.




в) Уменьшение ставки налога увеличивает, тем самым, количество объектов налогообложения и, следовательно, увеличатся поступление в государственный бюджет.

г) Государственные не тарифные санкции должны быть такими, чтобы налогоплательщику было бы выгоднее заплатить налог, чем не платить.

д) Одни и те же доходы не должны облагаться несколько раз (на з/п начисляются на социальное страхование, ликвидация последствий ЧАЭС, фонд занятости), эти же налоги включаются в себестоимость продукции и как вновь созданная стоимость облагается налогом.

Критериями эффективности налоговой системы Украины должны стать:

1 Обеспечение эффективности налоговой системы Украины средствами доходной части бюджета.

2 Стимулирование производственной и предпринимательской деятельности.

3 Справедливость налогообложения, т.е. оптимальных ставок и налогов.

4 Придать устойчивость и стабильность системе налогообложения.

Для этого необходимо:

- в законодательном порядке прочную практику внесения многочисленных поправок, дополнений и изменений в течение календарного года в принятые законы. Это дает производителю уверенность в завтрашнем дне, что в свою очередь будет способствовать оживлению производства.

3 Следует снизить уровень налогового процесса на производителей.

Главной целью налоговой системы любого цивилизованного государства является соединение воедино интересов государства, производителей и миллионов людей.

Действующая система налогообложения нуждается в унификации и реструктуризации. Согласно законодательству, сегодня на территории Украины 19 видов общегосударственных и 15 разновидностей местных налогов и сборов. Этот перечень налогов не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему.



Новая модель налогообложения должна быть гибкой. Гибкость любой налоговой системы определяется разнообразием налоговых льгот, имеющих значительные стимулирующие возможности.

Следует знать все ограничения на личные доходы граждан и, одновременно, повысить ставки налогов на сверхдоходы, не инвестируемые в производство. С другой стороны, установить значительные льготы на ту часть доходов населения, которая направлена на безналичные формы накопления и капиталовложения.

Одним из принципов налогообложения доходов бюджета гласность, доходные и расходные части государственного бюджета. Доход бюджета для налогоплательщиков «прозрачными», т.е. проинформированы правительством, куда использована каждая копейка уплаченных ими налогов.

Неотъемлемым элементом переустройства налоговой системы является ужесточение финансового контроля за соблюдением налогового законодательства, как со стороны налоговых служб, так и банков и финансовых органов.

На основании выше изложенного можно констатировать, что назрело необходимость принятия Налогового Кодекса Украины, в котором должна быть изложена целостная и логически увязанная концепция налоговой политики государства на современном этапе социально-экономического развития общества, основанное на принципах всеобщности, социальной справедливости, гласности и носило бы антикризисный и антиинфляционный характер.







Сейчас читают про: