Рис. 21. Кривая Лаффера
На графике видно, что по мере повышения ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля. При этом уровень поступления налогов в условных точках «Б» и «Н» равны. Однако пониженная ставка в (.) «Н» явно целесообразнее:
- выше экономическая активность людей
- больше объем производства и занятости
- выше уровень благосостояния общества
2 Регулирующая функция – в ней налоги выступают как регулятор экономики.
Так с помощью скидок и льгот (например: временного освобождения налогов) государство может:
- стимулировать инвестиции и экономический рост
- развитие важных для общества сфер и отстающих регионов
- поощрять модернизацию производства и малый бизнес
- регулируют распределение в обществе, сглаживая чрезмерное социальное неравенство (например: преимущественный налог, а также прогрессивное налогообложение).
3 Перераспределительная организация налогов проявляется в том, что государство перераспределяет собранные поступления в пользу требующих финансирования программ (на развитие с/х, науки, социальной сферы и т.д.). Примером могут служить алкогольно-табачные акцизы, в известной мере притормаживая (регулируя) потребление опасных для здоровья товаров, они в тоже время дают средства для льготной продажи малообеспеченным семьям жизненно необходимых продуктов (медикаментов, детского питания и проч.).
|
|
По методике осуществления все финансово-регулирующие мероприятия можно разделить на:
1 Дискреционные регуляторы – они для своего провидения в жизнь требуют соответствующих решений властей (принятием очередного закона или указа). Например: время от времени вводятся дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий и оплаты труда.
Дискреционная налоговая политика. Предполагает, что правительство без специальных законодательных решений может вносить изменения в налоговую систему – вводить или отменять отдельные налоги, менять ставки налогообложения. Благодаря этому обеспечивается дискреционность всей фискальной политики – увеличивается или уменьшается доходная часть бюджета и соответственно меняется бюджетные расходы и трансферты.
Недискреционная налоговая политика означает, что любые изменение в налоговой системе могут производится только на основе изменение законов, то есть путем разработки и принятия соответствующих законодательных актов.
Разумеется, даже при недискреционной налоговой политике, налоги являются встроенными или автоматическими регуляторами. Величина бюджетных поступлений всегда зависит от величины ЧНП и отражает динамику национальной экономики.
|
|
2 Автоматические стабилизаторы – это такие налоговые и бюджетные механизмы, действиям которых присуще постоянная направленность на смягчение экономических колебаний.
Например: прогрессивная налоговая система автоматически «включает» повышенную ставку налога на доходы, превысившие определенный уровень, также может действовать и система индексации доходов, увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.
Налоговая политика государства – это совокупность целенаправленных действий государства по выработке и реализации концепций и принципов налогообложения и организаций их практического применения.
Реализуется налоговая политика через систему организационно правовых норм и методов управления налогообложением на основе налогового законодательства.
Цели и задачи налоговой политики состоят в эффективной реализации экономических функций налогов и обеспечении эффективного воздействия налогового механизма на развитие экономики и решение текущих и стратегических задач экономического роста.
Основными функциями налоговой системы являются:
1) Формирование бюджетов для закупки ряда товаров и услуг (например: на содержание учреждений образования, науки, медицины, культуры, армии, правоохранительных органов, и т.д.).
Источник – налоговые поступления от домашних хозяйств и предприятий, а также – продажа государственного имущества, получение дохода на капитал, дивидендов по акциям, реализации (гос. облигаций и т.д.).
2) Регулирование производства и инвестиционной деятельности предприятия.
Используя налоговые льготы, государство может сделать экономически привлекательным для предприятий производство отдельных товаров и услуг или же наоборот – затруднительным.
Например: государство не может определить частному предприятию, как ему использовать полученную прибыль, но в месте с тем, общество заинтересованно в том, чтобы предприятие значительную часть прибыли использовали на инвестиционные цели. Поэтому государство может установить налоговые льготы на обложение той части прибыли, которая возвращается в производство, стимулировать технологические новшества, реконструкцию и т.д.
Выступая заказчиком определенной продукции, оплачивая ее, государство, тем самым, влияет на объекты и структуру производимой продукции. Внося изменения в налоговую систему, оно может действовать на степень деловой активности предприятий.
3) Регулирование инфляции
Борьба с инфляцией требует мер по ограничению совокупных расходов (неподкрепленных сообщений изменениями в производительности труда), например, можно достигнуть, ужесточив систему налоговых изъятий и проводя более сдержанную политику бюджетных расходов.
4) Перераспределение доходов
Налоговая система вносит коррективы в распределении доходов в обществе. При прогрессивном построении налоговых ставок богатые отдают через налоги большую часть своих доходов, чем бедные. В результате этого уменьшается неравенство в доходах.