Филиалы и представительства юридических лиц

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (АНО).

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО.

Ст.8 З-на о неком. орг-иях.

Это основанное на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юрлицами для содействия ее членам достижения какой-либо общеполезной цели.

Управление - Общее собрание и другие органы по желанию участников.

Учредительный док-т - Устав.

Имуществом обладает на праве собственности.

Источники имущества - членские взносы и приносящая доход деятельность. Члены неком. партнерства сохраняют права на имущество орг-ии (право на ликвидационный остаток, и право в случае выхода потребовать часть имущества, которая причитается на долю участника.

Самостоятельная имущественная ответственность.

Ст.10 З-на о некоммерческих орг-иях.

АНО - неимеющая членства некоммерческая орг-ия, учрежденная гражданами или юрлицами на основе добровольных имущественных взносов в целях оказания услуг в области образования, культуры и т.д.

Автономная, т.е. не зависит от учредителей. Оные не сохраняют прав на имущество АНО.

Управление никак не регулируется законом.

Имущество находится у АНО на праве собственности. Источники формирования имущества - взносы учредителей и доходы от предпринимательской деятельности.

При ликвидации имущество направляется на цели, предусмотренных в уставе, ради которой орг-ия создана. Орг-ия обладает самостоятельной юридической ответственностью.

Это территориальные обособленные структурные объединения юрлиц.

Оные не являются ЮРЛИЦАМИ!!! Создаются они на основе решения соответствующего органа управления юрлица.

Филиалы и представительства д-ют на основании положения о них (внутренний акт). Эти акты утверждаются юрлицом в порядке, предусмотренном в уставе.

Руководитель назначается органами управления юрлица. Руководитель филиала не обладает полномочий, проистекающих из устава юрлица или из положения о филиала. Он действует от имени юрлица на основании ДОВЕРЕННОСТИ, которая дается лицом, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа юрлица (гендиректор, директор).

Разница между филиалами и представительствами: филиалы осуществляют те же функции, что и головной "офис" юрлица. Представительство же представляет интересы юрлица.

Российская Федерация, Субъекты РФ и МО как субъекты ГП (публичные образования как субъекты ГП).

Почему г-во вступает в ГПравовые отнош-я? Необходимость участия РФ, гос-ва в ГПравовых отнош-ях из-за 2 причин:

1) гос-во, выполняя свои публичные ф-ии, нуждается в соответствующем имуществе, без которого невозможно осуществление публичных функций. Каким образом его можно приобрести? Только вступая в ГПравовые отнош-я. В силу этого гос-во неизбежно в них вступает (в частно-имущ. отнош-я).

2) иногда г-во вступает в ГПравовые отнош-я для достижения каких-л. публичных целей.

Участие гос-ва в частных имуществ. отнош-ях, составляющих предмет ГП, возможно 2-мя способами:

1) когда непосредственно само гос-во становится участником частных имущественных отношений.

2) опосредованное участие гос-ва в частных имущественных отношениях через специально созданную организацию, которая в России получила название КАЗНА.

И с теоретической, и с практической точки зрения наиболее правильным путем является второй.

После 1917 года однако пошли по первому пути. Такой путь порождает массу проблем и противоречий. Как государство как публичное образование, вступая в ЧАСТНЫЕ имущественные отношения, руководствуется ПУБЛИЧНЫМИ целями, ибо ЧАСТНЫХ целей у него нет.

Исторически, частные имущественные отнош-я сложились как определенные типы общественных отнош-ий (отнош-я купли-продажи, аренды, кредитные и т.п.) с участием частных лиц (граждан, а затем и юрлиц). В дальнейшем в эти уже сложившиеся типы общественных отнош-ий стали вступать публичные образования, в т.ч. и гос-во, руководствуясь при этом не частными, а публичными интересами. Однако, их публичный интерес не смог изменить частный характер уже сложившихся типов общественных отношений. Поэтому, данные типы общественных отношений регулируются нормами ГП, даже если в этих типах общественных отношениях участвует публичное образование. Однако, при этом ГЗакон-во учитывает, что участниками таких отнош-ий становится публичное образование, наделенное властными полномочиями, и поэтому с учетом особенностей этих субъектов, наряду с нормами гражданского права, к этим отношениям применяются и нормы публичных отраслей права. Особенность правового регул-я общественных отнош-ий с участием публичных образований закреплена п.2 ст.124 ГК РФ: к публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юрлиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Эти положения, однако, не решают всех проблем. Поэтому более правильный способ - это второй (опосредовано).

Концепция развития ГЗакон-ва предусматривает необходимость возврата ко второму пути (через КАЗНУ, которая не обладает властными функциями). Она также предполагает, что и другие органы, которые обладают властными функциями, тоже не должны быть субъектами ГП (министерства, ведомства и т.д.)

Проект ФЗ О внесении изменений в ГК РФ, который разработан на базе этой концепции. В этом проекте (глава 5) - ни одного изменения нет там. Странно.

В настоящее время и по всей видимости в дальнейшем государство само будет участвовать в гражданском обороте непосредственно.

РФ - это федеративное государство, поэтому участниками ГОборота могут быть и субъекты РФ, из которых она состоит (самостоятельные субъекты ГП).

Также в РФ существуют МО, которые возглавляются органами местного самоуправления (НЕгосударственные субъекты), которые тоже являются субъектами ГП.

Государство - это не юридическое лицо, несмотря на то, что к гос-ву применяются правила о юридических лицах. Почему же? Потому что государство - тоже коллективное образование, как и юрлица, НО гос-во - это особое коллективное образование, поэтому правила о юрлицах применяются гос-вом, если иное не вытекает из закона или особенностей государства как субъекта ГП.

Государство - особый коллективный субъект ГП, который обладает 2-мя особенностями: свойство суверенитета и иммунитета (ими никто более из субъектов ГП не обладает).

Государство как субъект права не сводится к простой совокупности государственных органов, потому что государство - это качественно новое образование, обладающее как единое целое такими свойствами, которыми не обладает ни одна из составных частей государства, ни один из государственных органов. Это и есть свойство суверенитета и иммунитета.

Один из основополагающих принципов ГП является принцип равенства участников гражданских правоотношений. Об этом говорится в ст.1 ГК РФ. Но как гос-ву, имея иммунитет и суверенитет, вступать в ГПравоотнош-я, где действует принцип равенства? Для этого гос-во должно отказаться при участии в ГОбороте от свойств суверенитета и иммунитета. Для обеспечения этого установлено правило, которое зафиксировано п.1 ст.124 ГК РФ: РФ, субъекты РФ и МО вступают в отношения, регулируемые ГЗакон-вом на равных началах с иными участниками этих отношений. Т.о. гос-ву, чтобы участвовать в ГОбороте, не должно пользоваться свойствами суверенитета и иммунитета.

Но тем не менее, в реальности она их использует. Каким образом? Принимают другую норму права. Ст. 239 БК РФ Иммунитет Государственного Бюджета. Там следующее правило установлено: обращение взыскания на бюджетные средства по долгам государства допускается при наличии одновременно трех условий: только на основании судебного акта (противоречит ГК и ГПК), на основании этого акта, предусматривающего в размере недофинансирования и если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета (противоречит ГК РФ).

В случае такого противоречия надо принимать ГК. ВАС РФ согласен с этим. Постановление Пленума ВАС РФ 22.06.2006 года: решая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответсвенности по долгам последнего (учреждения) судам надлежит учитывать, что принятие учреждением денежных обязательств с превышением утвержденной собственником суммы расходов не является основанием для отказа в привлечении собственника учреждения к субсидиарной ответственности, т.е. принимаются нормы ГК.

Все это затрудняет участие гос-ва в гражданском обороте и отражается на особенностях его участия в гражданском обороте. Доверие к гос-ву как субъекту ГП падает. Это объективное и неустранимое противоречие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: