Рациональное и иррациональное в познании

Слово «рациональное» латинского происхождения, означает разумное, осуществляющееся благодаря разуму, доступное его пониманию. Согласно рационализму (философскому на­правлению, признающему разум основой познания) научное знание, обладающее логическими свойствами, достижимо толь­ко посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Но ограниченность и одно­сторонность рационализма были преодолены марксизмом, кото­рый гласит: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания ис­тины, познания объективной реальности» (Ленин В.И. ПСС. Т.29. С. 152-153). Не отвергая в принципе роли опыта и чувст­венного познания в качестве механизмов связи разума с миром, сторонники рационализма в то же время были убеждены, что только разум является источником научного знания, выступая одновременно и критерием его истинности. При этом сам разум трактовался ими в качестве особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные знания. Сама эта способность представлялась большинству рационалистов в качестве врожденной.

И.Кант признавал роль чувственности в познании, с которой, по его мнению, начинается этот процесс. Но в конечном счете всеобщий и необходимый характер знания оказывается возможным, по мысли Канта, только на уровне разума. По мне­нию Гегеля, разумность действительности и разумность научно­го познания как бы взаимообусловливали друг друга: «Кто ра­зумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно...».

Рационалистическая модель познания рассматривает объект познания как нечто независимое от сознания исследователя. В отличие от нее сторонники иррационализма провозглашают примат неразумного начала, отказываются от признания разум­ных оснований действительности. В начале XX в. особое распространение получили иррационалистические умонастроения в связи с обострением кризисных симптомов развития самого об­щества. Появляется кризисное сознание, резко восстающее про­тив существующей системы и ее главной силы в лице науки. Ра­зуму было отведено чисто утилитарное место в познании, более того, само иррациональное было четко тематизировано, расши­рен и обоснован предмет философской рефлексии в виде интуи­тивного, до- или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами од­ного только разума действительности. Иррационалистическая модель познания рассматривает познание как всеохватывающее движение, которое объединяет познающего человека - субъекта со всем окружающим миром. Познающий субъект выступает не как чистое сознание, а как человек, который живет, чувствует, действует, опираясь не только на знания, но и опыт, чувства, интуицию, веру, надежду и любовь. В качестве главного познава­тельного средства выступают не столько мышление, сколько эмоционально-чувственные и эмоционально-волевые факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: