Научного познания

Эмпирический и теоретический уровни

В научном познании можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие ка­чественные и количественные характеристики объектов и явле­ний. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических зако­нов, часто имеющих вероятностный характер.

На эмпирическом уровне научного познания преобладает живое созерцание, хотя рациональный момент присутствует, но имеет подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявле­ний, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная деятельность по фиксации информации – характерные признаки эмпирического познания. Такое исследо­вание непосредственно направлено на свой объект. Оно изучает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, измере­ние, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. Однако ни один эксперимент не бывает стихийным, он планируется, конст­руируется теорией, а факты должны быть теоретически обосно­ваны. При этом теория господствует над экспериментальной ра­ботой от ее первоначального плана и до ее последнего момента. Но в научном познании нет и «чистого языка наблюдений», го­лые факты, взятые вне концептуальных идей, не являются осно­вой теории.

Теоретический уровень научного знания предполагает от­крытие законов, дающих возможность идеализированного опи­сания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познания сущ­ности явлений, причем теоретический уровень научного позна­ния характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов. Живое созерцание и здесь не устраня­ется, только становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигае­мых с помощью рациональной обработки данных эмпирическо­го знания. Такая обработка осуществляется с помощью систем абстракций: понятий, умозаключений, законов, принципов, кате­горий. Мысленное объединение исследуемого объекта происхо­дит на основе эмпирических данных. Основная задача теорети­ческого знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Особенно широко исполь­зуются такие познавательные приемы и средства, как абстраги­рование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абст­рактного к конкретному и др. Наличие идеализации в познании является показателем развитости теоретического знания как на­бора определенных идеальных моделей.

Особенностью теоретического познания является его на­правленность на себя - внутринаучная рефлексия, т.е. исследо­вание самого процесса познания, его форм, приемов, методов. понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное пред­видение будущего.

Теоретический и эмпирический уровни научного познания тесно взаимосвязаны. Формирование теоретического уровня на­учного знания приводит к качественному изменению эмпириче­ского уровня. В свою очередь, эмпирическое исследование, вы­являя новые данные, стимулирует теоретическое познание, ста­вит новые, более сложные задачи. Теоретическое познание, раз­вивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содер­жание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпири­ческого познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: