Эмпирический и теоретический уровни
В научном познании можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер.
На эмпирическом уровне научного познания преобладает живое созерцание, хотя рациональный момент присутствует, но имеет подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная деятельность по фиксации информации – характерные признаки эмпирического познания. Такое исследование непосредственно направлено на свой объект. Оно изучает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. Однако ни один эксперимент не бывает стихийным, он планируется, конструируется теорией, а факты должны быть теоретически обоснованы. При этом теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до ее последнего момента. Но в научном познании нет и «чистого языка наблюдений», голые факты, взятые вне концептуальных идей, не являются основой теории.
|
|
Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений, причем теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов. Живое созерцание и здесь не устраняется, только становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Такая обработка осуществляется с помощью систем абстракций: понятий, умозаключений, законов, принципов, категорий. Мысленное объединение исследуемого объекта происходит на основе эмпирических данных. Основная задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Наличие идеализации в познании является показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.
|
|
Особенностью теоретического познания является его направленность на себя - внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов. понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.
Теоретический и эмпирический уровни научного познания тесно взаимосвязаны. Формирование теоретического уровня научного знания приводит к качественному изменению эмпирического уровня. В свою очередь, эмпирическое исследование, выявляя новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит новые, более сложные задачи. Теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.