Что есть истина?

Аристотель понимал истину как совпадение знания с предметом познания. И.Кант утверждал, что истина - это свойство субъекта. «Вещь в себе» принципиально не может объек­тивным образом входить в нас, «не может быть познана», - пи­сал он. Агностицизм не дал Канту решить проблему истины. У Гегеля же истина перестает быть собранием готовых догматиче­ских положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знаний на все более и более высокие, и так до бесконечности.

Вскрывая научную несостоятельность идеалистических и методологических концепций истины, диалектический материализм дает свое решение проблемы, суть которого состоит в сле­дующем:

- истина - это адекватное отражение предмета (адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизве­дение в формах сознания форм объективной действительности);

- истина есть единство объективного и субъективного, т.е. она объективна в источнике по своему внешнему материальному содержанию, но субъективна по своему внутреннему идеально­му содержанию в идеальной форме;

- истина - это соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Для того чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, на­сколько наше знание соответствует действительности. Объективность истины заключается в том, что содержание знания сов­падает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъек­тивна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию знаний.

В процессе познания различают обыденные и научные ис­тины. Их тождество состоит в том, что они объективны, состав­ляют моменты единого процесса познания, взаимно превраща­ются друг в друга. Различие их заключается в том, что обыден­ная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической само­регуляции и повседневной деятельности индивида. Научная ис­тина невозможна без обыденной истины. Она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глубокое влияние на практическую деятельность человека и сама возможна как результат длительного теоретического исследования.

Полное, исчерпывающее знание о мире в целом, или абсолютная истина, почти недостигаемо, поскольку мир бесконе­чен и необъятен, все находится в постоянном развитии, зна­чит, все изменяется, а человеческая жизнь очень коротка. По­этому говорят, что знания людей носят относительный характер, они формируют истину в каких-то исторически конкретных тео­риях, высказываниях.

Относительная истина - это такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, а в дальнейшем подвергается уточ­нению, развитию, углублению.

Процесс познания - это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания. В развитии науки каждая ступень прибавляет новые «зерна» абсолютной истины. Ярким примером является то, что механика Ньютона в ходе дальнейшего развития познания оказалась истиной в весьма ограниченной сфере приложения, относительной истиной. На смену ей пришли более сложные теории - квантовая механика и теория относительности. Но несмотря на это, ньютоновская ме­ханика представляет собой истину, а не заблуждение, содержит «зерна» абсолютной истины и успешно применяется в технике.

Истина конкретна, всегда обусловлена достигнутым уров­нем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.

Тема 14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: