Аристотель понимал истину как совпадение знания с предметом познания. И.Кант утверждал, что истина - это свойство субъекта. «Вещь в себе» принципиально не может объективным образом входить в нас, «не может быть познана», - писал он. Агностицизм не дал Канту решить проблему истины. У Гегеля же истина перестает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знаний на все более и более высокие, и так до бесконечности.
Вскрывая научную несостоятельность идеалистических и методологических концепций истины, диалектический материализм дает свое решение проблемы, суть которого состоит в следующем:
- истина - это адекватное отражение предмета (адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности);
- истина есть единство объективного и субъективного, т.е. она объективна в источнике по своему внешнему материальному содержанию, но субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию в идеальной форме;
|
|
- истина - это соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Для того чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию знаний.
В процессе познания различают обыденные и научные истины. Их тождество состоит в том, что они объективны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превращаются друг в друга. Различие их заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседневной деятельности индивида. Научная истина невозможна без обыденной истины. Она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глубокое влияние на практическую деятельность человека и сама возможна как результат длительного теоретического исследования.
Полное, исчерпывающее знание о мире в целом, или абсолютная истина, почти недостигаемо, поскольку мир бесконечен и необъятен, все находится в постоянном развитии, значит, все изменяется, а человеческая жизнь очень коротка. Поэтому говорят, что знания людей носят относительный характер, они формируют истину в каких-то исторически конкретных теориях, высказываниях.
|
|
Относительная истина - это такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, а в дальнейшем подвергается уточнению, развитию, углублению.
Процесс познания - это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания. В развитии науки каждая ступень прибавляет новые «зерна» абсолютной истины. Ярким примером является то, что механика Ньютона в ходе дальнейшего развития познания оказалась истиной в весьма ограниченной сфере приложения, относительной истиной. На смену ей пришли более сложные теории - квантовая механика и теория относительности. Но несмотря на это, ньютоновская механика представляет собой истину, а не заблуждение, содержит «зерна» абсолютной истины и успешно применяется в технике.
Истина конкретна, всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.
Тема 14.