Формирование, распределение и использование прибыли

Финансовый план как часть бизнес-плана. Его содержание и виды.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Предприятие, как система, состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой.

Управляющая подсистема обычно представляет собой ряд отделов: технический, коммерческий, финансовый, производственный, финансовый, бухгалтерию и т.д.

Управляемая подсистема, т.е. хозяйственная деятельность, как правило, представлена в виде производственных подразделений и характеризуется следующими элементами:

à техническое оснащение производства (техника и технология);

à организация производства;

à организация труда;

à организация экономических отношений между работниками;

à организация социальных условий труда коллектива.

Финансовый механизм предприятия - это система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.

Финансовые отношения - это инвестирование, кредитование, налогообложение, система финансовых рычагов, страхование и т.д.

Финансовые рычаги - это набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Они включают: прибыль, доход, финансовые санкции, цену, дивиденды, заработную плату, налоги и т.п.

Финансовые методы - это финансовый учёт, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.

Целью любого коммерческого предприятия является организация хозяйственной деятельности для получения прибыли. В отличие от коммерческого некоммерческое предприятие не имеет целью получение прибыли.

Некоммерческие предприятия могут получать прибыль, но она не распределяется в виде дивидендов, а полностью направляется на развитие предприятия.

Хозяйственная деятельность включает 3 стадии: снабжение, производство и сбыт.

Бухгалтерский учёт представляет собой информационное обеспечение всей хозяйственной деятельности предприятия: учёт приобретения ТМЦ, их складирования, производства продукции, учёт реализации.

Функции управления включают: сбор информации для управления, анализ и принятие решений. В свою очередь, принятие решений включает: прогнозирование, регулирование (оперативное управление) и контроль (ревизия и аудит).

Финансовый план организации представляет содой баланс доходов и расходов. В состав доходов включаются, прежде всего, доходы, полученные за счёт устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счёт заёмных средств.

К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия.

Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд.

При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счёт выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п.

Если источник дополнительных средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их – в расходную часть финансового плана.

Финансовый план составляется на перспективу (5 лет), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период (оперативный или краткосрочный).Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным. Пятилетний финансовый план составляется как раздел бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой прогноз на 5 лет предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столкнётся предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем.

Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия и его бизнес-плана.

2. Вид продукции и услуг.

3. Оценка рынка сбыта продукции и услуг.

4. Конкуренция.

5. Маркетинг и продажа.

6. План производственно-торговой деятельности.

7. Менеджмент.

8. Оценка риска и страхование.

9. Финансовая стратегия и финансовый план.

10. Приложения.

В бизнес-плане различают 2 вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное.

Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребностей в капитале, позволяющей определить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заёмный. Важное место в финансовой политике предприятия отводится такими источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заёмные денежные средства стремятся привлекать в период оживления конъюнктуры.

Предпринимательский потенциал выявляет краткосрочный финансовый план. В нем рассчитывается эффективность вложений капитала. В условиях инфляции финансовый план предприятия составляется на квартал и корректируется с учётом индекса цен.

Прибыль от реализации продук¬ции (товаров, работ, услуг) представляет собой раз¬ницу между выручкой oi реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспорт¬ных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестои¬мость продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг)-стоимост¬ная оценка используемых в процессе производства про¬дукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость, по экономическому содержа¬нию можно сгруппировать по следующим элементам:

материальные затраты (за вычетом стоимости воз¬вратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты

Прибыль от прочей реализации – это прибыль полученная от реализации основных фондов и другого имущества хозяйствующего субъекта, отходов, нема¬териальных активов и т.п. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.

Доходы от внереализационных операций включают:

доходы, полученные от долевого участия в деятельности других хозяйствующих субъектов, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим хозяйствующему субъекту: поступления от сдачи имущества в аренду;

доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;

присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки, другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных валютах:

другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

К расходам на внереализационные операции относятся:

затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производсгво, не давшее продукции;

расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;

убытки но операциям с тарой;

убытки oт списания дебиторской задолженности, но которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания;

некомпенсируемые потери от стихийных бедствий;

убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены;

отрицательные курсовые разницы но валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте и некоторые другие расходы.

Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено уставом. Особенности распределения прибыли разных хозяйствующих субъектов показаны на следующих схемах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: