Система взаимосвязанных показателей и их классификация.
Главная ценность системного экономического анализа состоит в том, что в процессе его проведения строится логико-методологическая схема, соответствующая внутренним связям показателей и факторов, которая открывает широкие возможности для применения электронной вычислительной техники и математических методов.
При решении вопроса о последовательности комплексного анализа — идти ли от анализа первичных показателей к обобщающим (синтез) или, наоборот, от обобщающих к первичным (собственно анализ) — нельзя не учитывать задачи и цели внутреннего управленческого анализа и внешнего финансового анализа, т. е. возможна различная последовательность при соответствующей практической организации анализа хозяйственной деятельности.
Главное в комплексном анализе — системность, увязка отдельных разделов — блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.
|
|
Методика комплексного экономического анализа для целей управления должна содержать следующие составные элементы:
определение целей и задач экономического анализа;
совокупность показателей для достижения целей и задач;
схему и последовательность проведения анализа;
периодичность и сроки проведения управленческого анализа;
способы получения информации и ее обработки;
способы и методы анализа экономической информации;
перечень организационных этапов проведения анализа и распределение обязанностей между службами предприятия при проведении комплексного анализа;
систему организационной и вычислительной техники, необходимой для анализа;
порядок оформления результатов анализа и их оценку;
оценку трудоемкости аналитических работ, подсчет экономического эффекта от проведенного анализа.
Взаимосвязь основных групп показателей хозяйственной деятельности предприятий определяет схему и последовательность проведения их комплексного экономического анализа как совокупности локальных анализов. Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы:
Обобщенная схема формирования и анализа основных групп показателей в системе комплексного экономического анализа
Системный подход — важное требование к экономическому анализу как функции управления производством. Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. Но на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Для системного подхода характерны комплексная оценка влияния разноплановых факторов, целевой подход к их изучению.
|
|
При комплексном экономическом анализе наряду с общими или синтетическими показателями рассчитываются более частные, или аналитические, показатели. Каждый показатель, отражая определенную экономическую категорию, складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов.
Факторы — это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. Факторы в экономическом анализе могут классифицироваться по различным признакам. Так, факторы могут быть общими, т.е. влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для данного показателя. Обобщающий характер многих факторов объясняется связью между отдельными показателями.
Исходя из задач анализа хозяйственной деятельности, важное значение имеет следующая классификация факторов, в которой факторы делятся на внутренние (они, в свою очередь, подразделяются на основные и неосновные) и внешние. Внутренними основными называются факторы, определяющие результаты работы предприятия. Внутренние неосновные факторы хотя и определяют работу производственного коллектива, но не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя: это структурные сдвиги в составе продукции, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины. Внешние факторы — это те, которые не зависят от деятельности производственного коллектива, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия.
Комплексная классификация факторов дает возможность моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства.
Функционально-стоимостной анализ относится к научным дисциплинам, сформировавшимся относительно недавно. Разработку его связывают с именами русского конструктора Ю.М. Соболева (Пермский телефонный завод) и американского инженера Л.Д. Майлса (фирма General Electric), начавших свои изыскания в 40-х годах двадцатого столетия. Следуя разными путями, они предложили качественно новые подходы к поиску резервов снижения себестоимости.
Л.Д. Майлс и его сотрудники, принимая действующее изделие как данность, абстрагируясь от его конкретных функций, анализируя его недостатки, искали принципиально новые конструктивные решения, обеспечивающие более высокие конкурентоспособность и прибыльность.
Ю.М. Соболев и его сотрудники, тщательно проанализировав функциональное назначение изделия в целом, конструктивное сочетание его узлов, их эксплуатационные свойства, устойчивость, удобства пользования (дизайн), эстетичность и т.д., широко используя опыт предприятий, выпускающих однотипные изделия, получали не только более совершенные, но и принципиально новые конструкции изделий. Первая разработка Ю.М. Соболева (узел усиления микротелефона) позволила сократить количество деталей на 70%, затраты материалов - на 42, трудоемкость - на 69%, а общую себестоимость - в 1,7 раза.
С этого времени и начинается история теоретической разработки и практического использования ФСА. На Западе этот метод довольно быстро завоевал всеобщее признание. Следом за теоретическими разработками и подготовкой соответствующих специалистов он начал широко использоваться самыми разнообразными фирмами. Сегодня на крупнейших фирмах сотни специалистов занимаются ФСА. Почти все новые виды продукции, поступающие на рынок, на стадии предпроизводственной подготовки проходят через ФСА. Этому способствует его исключительная эффективность. Каждый доллар, затраченный на проведение ФСА, дает экономию от 7 до 20 долл. в зависимости от отрасли производства и объема исследования.
|
|
Метод ФСА базируется на том, что затраты, связанные с созданием и использованием любого объекта, выполняющего заданные функции, состоят из необходимых для его изготовления и эксплуатации и дополнительных, функционально неоправданных, излишних затрат. Излишние затраты возникают из-за введения ненужных функций, не имеющих прямого отношения к назначения к объекту.
Как система ФСА представляет собой совокупность действий, органически сочетающих организационные средства, научно-методические принципы, технико-экономические приёмы, нацеленные на обнаружение, предупреждение, сокращение или ликвидацию излишних затрат. Это обеспечивается за счёт всестороннего изучения функций, выполняемых исследуемым объектом, и затрат необходимых для их проведения.
Последовательность проведения ФСА кратко выражают так: «расчленить, найти и развить», что означает: расчленить и изолировать функции изделия и системы, найти посредством творческого, коллективного обсуждения альтернативные варианты осуществления этих функций, развить и провести в жизнь наиболее экономичный из этих вариантов. ФСА является концентрированной атакой на «излишнюю» стоимость, точнее, на ту ее часть, которая связана с несовершенством конструкций. Причина появления «излишней» стоимости — почти полное отсутствие у конструктора стоимостной информации. По сложившейся традиции он не мыслит стоимостными категориями, его интересует обычно только достижение требуемых эксплуатационных характеристик изделия.
Методика ФСА содержит семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, разработка рекомендаций и внедрение.
На подготовительном этапе выбирается объект исследования, создается временная исследовательская группа из специалистов разного направления для более полного охвата всех инженерно-экономических и технических особенностей объекта, изучается ими методика ФСА, разрабатывается подробный календарный план выполнения исследования и оформляются все нормативные документы, которые связаны с проведением ФСА (приказ руководителя о проведении анализа определенного объекта, привлечении работников к выполнению этой работы, материальной заинтересованности работников по результатам анализа и т.д.).
|
|
На информационном этапе производится сбор, изучение и обобщение разнообразных знаний об исследуемом объекте. Они должны отражать условия производства, реализации и потребления изделия, новейшие достижения в отраслях науки и техники, так или иначе связанных с этим объектом, удерживать всю без исключения экономическую информацию, имеющую отношение к анализируемому объекту. Данный этап нередко называют фундаментом ФСА, потому что от полноты и достоверности собираемой информации во многом зависит успех последующих этапов функционально-стоимостного анализа.
Аналитический этап включает детализацию изучаемого объекта на функции, их классификацию, определение стоимости каждой функции, т.е. создается функционально-стоимостная модель. В результате проведенных исследований должны быть выявлены зона наибольшей концентрации затрат (в том числе и ненужных), т.е. наиболее перспективные зоны с точки зрения задач ФСА. На основании этого формулируются задачи по усовершенствованию объекта с целью сокращения затрат на его производство, выбираются направления дальнейшего исследования.
Творческий этап - это разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия или технологии. Здесь решаются задачи по совмещению функций, возможности ликвидации ненужных функций, удешевления элементов конструкции, устанавливаются разные варианты выполнения основных функций, производится обсуждение и отбор наиболее реальных вариантов с точки зрения их реализации. В разработке предложений участвует весь творческий коллектив. В качестве экспертов могут привлекаться и другие специалисты. Обсуждение ведется обычно в форме круглого стола. Для обоснования эффективности каждого предложения используются методы: «мозговой атаки», «мозгового штурма», синектический метод (предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знаний и фантастики), метод «Дельфи» (предусматривает анонимный опрос специально подобранной группы экспертов по заранее подготовленным анкетам с последующей статистической обработкой материала). Морфологический метод основан на использовании морфологических матриц, с помощью которых - обеспечивается системный поиск взаимосвязей между всеми ее элементами в рамках изучаемой проблемы. В левой ее части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой - всевозможные способы их осуществления. В заключение из общего количества предложений должно остаться 2-3 наиболее привлекательных и перспективных, по мнению специалистов, вариантов усовершенствования объекта. К тому же эти предложения требуют более детального исследования, а иногда и экспериментальной проверки.
Творческий этап является решающим, так как именно в ходе его начинается зарождение нового, усовершенствованного объекта.
Исследовательский этап включает экспериментальную проверку выдвинутых предложений. Для этого проводятся все необходимые технические, технологические и экономические расчеты, проверяется соответствие нового варианта продукции условиям ее использования потребителями. Когда одних расчетов недостаточно, создаются исследуемые образцы объекта и проводится их испытание как с точки зрения приспособленности к существующему производственному оборудованию, так и с точки зрения условий доставки до потребителя и эксплуатации.
На рекомендательном этапе должен быть сделан окончательный выбор вариантов изменений исследуемого объекта, который бы не снижал его потребительских качеств. При этом оформляется вся необходимая документация по выбранному варианту усовершенствованного объекта. Согласуются все вносимые в него изменения с потребителями и поставщиками, санитарными, экологическими и другими службами. Здесь же разрабатываются планы-графики внедрения результатов анализа в производство. Необходимая документация производственного характера передается технологическим, экономическим и другим заинтересованным службам.
Последний этап по всему циклу ФСА - этап внедрения. На этом этапе должны быть решены все вопросы, связанные с организацией производства нового варианта анализируемого изделия: проводятся консультации для специалистов, занятых непосредственно в производстве, осуществляется контроль за освоением нового варианта со стороны специалистов временного творческого коллектива. На этом же этапе подводятся результаты проведенной работы, определяется экономический эффект от ее проведения, оформляется отчет о результатах анализа, решаются вопросы материальной заинтересованности участников разработки и внедрения результатов ФСА.