И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
Системы анализа воздействий проектируемой деятельности на окружающую среду и использование полученных результатов для минимизации негативных последствий, чаще всего называемые экологической экспертизой и экологической оценкой, сегодня используются во многих странах и международных организациях как важный инструмент экологической политики. Эти системы оценки хозяйственной деятельности начали формироваться в 70-х годах ХХ века. Их развитие в мире шло «волнообразно», постепенно накапливая опыт и знания и затем совершая переход на новый качественный уровень.
Первоначально, система экологической оценки сложилась в англоязычных странах. Впервые такая законодательно оформленная оценка была введена в США в 1970 г. федеральным законом о Национальной Политике в области Окружающей Среды (NEPA). Закон требовал от федеральных ведомств крупные решения намечаемой хозяйственной деятельности предварять составлением Environmental Impact Statement (EIS), что в русскоязычной литературе переводится как «Заявление об оценке воздействия на окружающую среду (ЗВОС)». ЗВОС должно быть открытым для всех заинтересованных сторон, включая общественность и различные организации, а выводы ЗВОС должны учитываться ведомствами в их собственной процедуре принятия решений. Первоначально закон NEPA был воспринят многими с определенным скептицизмом как декларативное утверждение хороших намерений. Однако информационная доступность и открытость ЗВОС дала возможность общественности активно контролировать весь процесс экологической оценки, прежде всего через судебные органы [12]. В первой половине 70-х годов процедуры, подобные NEPA-процессу, были введены в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, затем в экспериментальном порядке в Великобритании (Шотландия), Франции и Нидерландах (табл. 1).
|
|
Для экологической оценки также были введены термины Environmental Impact Analysis (EIA) и Environmental Impact Assessment (EIA). Иногда термин EIA применяется только по отношению к проектам конкретных хозяйственных объектов, а оценка планов и программ территориального и отраслевого развития обозначается как Strategic Environmental Assessment (SEA).
Таблица 1
Развитие системы процедур экологической оценки и экспертизы [12]
Страна | Год | Название закона |
США | Закон о национальной политике в области окружающей среды | |
Канада | Решение правительства о введении Федерального процесса экологической оценки и экспертизы | |
Австралия | Закон Содружества об охране окружающей среды | |
Новая Зеландия | Приказ министерства о введении процедур по защите и улучшению окружающей среды | |
Франция | Закон об охране окружающей среды | |
Великобритания | Начало разработки первых процедур экологической оценки в Шотландии | |
Нидерланды | Проводятся пробные экологические оценки | |
Изменения в Законе об охране окружающей среды, вводящие экологическую оценку | ||
Дания | Закон о планировании и другие акты | |
Австрия | Федеральный акт об экологической оценке и участии общественности | |
Финляндия | Закон о процедуре экологической оценки | |
Закон об экологической оценке | ||
Чехия | Закон об экологической оценке | |
Хорватия | Положение об экологической оценке | |
Эстония | Приказ об экологической экспертизе | |
Латвия | Закон об экологической оценке | |
Литва | Закон об экологической оценке | |
Россия | Закон об экологической экспертизе | |
Армения | Закон об экспертизе воздействия на окружающую среду | |
Беларусь | Закон о государственной экологической экспертизе | |
Новая редакция Закона о государственной экологической экспертизе | ||
Украина | Закон об экологической экспертизе | |
Молдова | Закон об экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду | |
Казахстан | Закон об экологической экспертизе |
В других случаях понятие EIA используется для оценки всех направлений хозяйственной деятельности. В последние десятилетия получил распространение термин Environmental Assessment (EA), переводящийся как экологическая оценка и включающий в себя оценку конкретных проектов (EIA) и стратегическую оценку (SEA).
|
|
Второй этап развития экологической оценки связан с общеевропейским законом «Об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду», который был оформлен Директивой Европейского Сообщества от 3 июля 1985 г. (Директива 85/337) и дополнен в 1997 г. Директивой 97/11 ЕС «О внесении изменений и дополнений в Директиву 85/337 EC» [12].
В этих документах сформулировано требование к национальным правительствам включить процедуры экологической оценки в процесс принятия решений по определенным типам проектов. К 1988 г. страны Европейского Сообщества приняли новые или изменили уже существующие национальные законы в соответствии с Директивами.
Помимо этого, экологическая оценка внедрялась и в различных международных финансовых организациях при рассмотрении вопросов о выделении кредитов под крупные хозяйственные проекты.
Азиатский банк развития использует в своей деятельности документ «Руководящие принципы по ЭО», принятый в 1988 г.;
Всемирный банк «Операционную Директиву 4.01» 1991 г.;
Европейский банк реконструкции и развития документы «Экологические процедуры», принятые в 1992 и 1996 гг.
Следует отметить и важную с позиции развития системы экологической оценки Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, разработанную в 1991 г. Европейской экономической комиссией ООН (Республика Беларусь является участницей Конвенции с 1997 г.).
Третий этап развития системы экологической оценки связан с повышенным вниманием к стратегической экологической оценке как одному из основных инструментов обеспечения устойчивого развития стран. Еще одной чертой этого этапа явилось распространение процедуры экологической оценки в странах Восточной Европы и странах СНГ. Здесь процедуры оценки воздействия хозяйственных объектов на окружающую среду развивались по различным моделям. Страны, намеревающиеся вступить в ЕС, принимали законы, соответствующие требованиям Директив ЕС. В странах СНГ в основном принята модель, основанная на применении системы экологической экспертизы, выработанной еще в СССР.