double arrow

Система экологической оценки (ЭО)


И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Системы анализа воздействий проектируемой деятельности на окружающую среду и использование полученных результатов для минимизации негативных последствий, чаще всего называемые экологической экспертизой и экологической оценкой, сегодня используются во многих странах и международных организациях как важный инструмент экологической политики. Эти системы оценки хозяйственной деятельности начали формироваться в 70-х годах ХХ века. Их развитие в мире шло «волнообразно», постепенно накапливая опыт и знания и затем совершая переход на новый качественный уровень.

Первоначально, система экологической оценки сложилась в англоязычных странах. Впервые такая законодательно оформленная оценка была введена в США в 1970 г. федеральным законом о Национальной Политике в области Окружающей Среды (NEPA). Закон требовал от федеральных ведомств крупные решения намечаемой хозяйственной деятельности предварять составлением Environmental Impact Statement (EIS), что в русскоязычной литературе переводится как «Заявление об оценке воздействия на окружающую среду (ЗВОС)». ЗВОС должно быть открытым для всех заинтересованных сторон, включая общественность и различные организации, а выводы ЗВОС должны учитываться ведомствами в их собственной процедуре принятия решений. Первоначально закон NEPA был воспринят многими с определенным скептицизмом как декларативное утверждение хороших намерений. Однако информационная доступность и открытость ЗВОС дала возможность общественности активно контролировать весь процесс экологической оценки, прежде всего через судебные органы [12]. В первой половине 70-х годов процедуры, подобные NEPA-процессу, были введены в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, затем в экспериментальном порядке в Великобритании (Шотландия), Франции и Нидерландах (табл. 1).




Для экологической оценки также были введены термины Environmental Impact Analysis (EIA) и Environmental Impact Assessment (EIA). Иногда термин EIA применяется только по отношению к проектам конкретных хозяйственных объектов, а оценка планов и программ территориального и отраслевого развития обозначается как Strategic Environmental Assessment (SEA).

Таблица 1

Развитие системы процедур экологической оценки и экспертизы [12]

Страна Год Название закона
США Закон о национальной политике в области окружающей среды
Канада Решение правительства о введении Федерального процесса экологической оценки и экспертизы
Австралия Закон Содружества об охране окружающей среды
Новая Зеландия Приказ министерства о введении процедур по защите и улучшению окружающей среды
Франция Закон об охране окружающей среды
Великобритания Начало разработки первых процедур экологической оценки в Шотландии
Нидерланды Проводятся пробные экологические оценки
Изменения в Законе об охране окружающей среды, вводящие экологическую оценку
Дания Закон о планировании и другие акты
Австрия Федеральный акт об экологической оценке и участии общественности
Финляндия Закон о процедуре экологической оценки
Закон об экологической оценке
Чехия Закон об экологической оценке
Хорватия Положение об экологической оценке
Эстония Приказ об экологической экспертизе
Латвия Закон об экологической оценке
Литва Закон об экологической оценке
Россия Закон об экологической экспертизе
Армения Закон об экспертизе воздействия на окружающую среду
Беларусь Закон о государственной экологической экспертизе
Новая редакция Закона о государственной экологической экспертизе
Украина Закон об экологической экспертизе
Молдова Закон об экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду
Казахстан Закон об экологической экспертизе  

В других случаях понятие EIA используется для оценки всех направлений хозяйственной деятельности. В последние десятилетия получил распространение термин Environmental Assessment (EA), переводящийся как экологическая оценка и включающий в себя оценку конкретных проектов (EIA) и стратегическую оценку (SEA).





Второй этап развития экологической оценки связан с общеевропейским законом «Об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду», который был оформлен Директивой Европейского Сообщества от 3 июля 1985 г. (Директива 85/337) и дополнен в 1997 г. Директивой 97/11 ЕС «О внесении изменений и дополнений в Директиву 85/337 EC» [12].

В этих документах сформулировано требование к национальным правительствам включить процедуры экологической оценки в процесс принятия решений по определенным типам проектов. К 1988 г. страны Европейского Сообщества приняли новые или изменили уже существующие национальные законы в соответствии с Директивами.

Помимо этого, экологическая оценка внедрялась и в различных международных финансовых организациях при рассмотрении вопросов о выделении кредитов под крупные хозяйственные проекты.

Азиатский банк развития использует в своей деятельности документ «Руководящие принципы по ЭО», принятый в 1988 г.;

Всемирный банк «Операционную Директиву 4.01» 1991 г.;

Европейский банк реконструкции и развития документы «Экологические процедуры», принятые в 1992 и 1996 гг.

Следует отметить и важную с позиции развития системы экологической оценки Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, разработанную в 1991 г. Европейской экономической комиссией ООН (Республика Беларусь является участницей Конвенции с 1997 г.).

Третий этап развития системы экологической оценки связан с повышенным вниманием к стратегической экологической оценке как одному из основных инструментов обеспечения устойчивого развития стран. Еще одной чертой этого этапа явилось распространение процедуры экологической оценки в странах Восточной Европы и странах СНГ. Здесь процедуры оценки воздействия хозяйственных объектов на окружающую среду развивались по различным моделям. Страны, намеревающиеся вступить в ЕС, принимали законы, соответствующие требованиям Директив ЕС. В странах СНГ в основном принята модель, основанная на применении системы экологической экспертизы, выработанной еще в СССР.







Сейчас читают про: