double arrow

Философские идеи Платона


Личность Платона занимает особое место в истории философии. Он был учеником Сократа, Платон прежде звался Аристоклом. Платон - это, скорее всего прозвище. Его так назвали за крепкое телосложение, либо за широту слога.

Платон был сыном родовитого афинского гражданина, противником демократии и ее политических форм, но Платон не был заурядным реакционером. Его гениальный ум открыл глаза на многие действительные недостатки рабовладельческой демократии. Социальные и политические воззрения Платона неотделимы от основ его философского мировоззрения.

Историческое значение этого мировоззрения в том, что оно оказалось первой в истории философии широко и глубоко разработанной системой объективного идеализма, т.е. направления философской мысли, сторонники которого считают реальным существование некоего духовного начала, которое породило из себя материальный мир.

В учении Платона древнегреческий идеализм впервые складывается в мировоззрение, противопоставляя себя материализму, который как мировоззрения и как система научных взглядов сложился ранее у атомистов конца 6 начала 5 века до нашей эры (Лев, Демокрит). Идеализм Платона носит сознательный рациональный характер и представляет собой как бы реакцию на наивный древний материализм и атеизм того времени. С этого времени материализм и идеализм образует уже вполне оформившуюся противоположность двух основных направлений в развитии не только древнегреческой но и всей мировой философии.




Исходным в учении Платона был тезис о том, что истинным бытием обладают некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Материальный мир, в котором существуют люди, является согласно Платону лишь бледной "тенью" от некоего "мира идей". Все вещи и явления материального мира текучи и рано или поздно исчезают. Они образуют "неподлинный мир", мир тленного, преходящего. Здесь все возникает на время, а исчезает навсегда. Лишь мир идей представляет собой нечто неизменное, это подлинный мир - "мир вечного" Мир идей - это некая занебесная область, которую занимает некая неосязаемая сущность. Этот мир существует вне времени и вне пространства, он вечен.

Идея ("эйдос") Платона представляет собой как бы прообраз материальных вещей и их исток, а вещи всего лишь отпечатки идей. Идей огромное количество, как и соответствующих им вещей, а также состояний и процессов мира. Каждой идее соответствует реальная вещь. Например, идее дома соответствует реальный дом, идее человека - реальное живое существо. В этом смысле идея - демиург. Демиург - творец материальных вещей. В этом смысле она может быть сравнима с ремесленником или зодчим, которые изготавливают конкретные вещи и в соответствии с идеальным, т.е. мысленным замыслом.



Развивая свой исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некой мировой души, как творца и источника всей жизни. Порядок и последовательность мироздания сотворены Богом как демиургом всего сущего, Сам же Космос - это некое живое существо, наделенное душой, умом и гармоничным порядком. Истинным и надежным является лишь познание разумное. По своей сути оно является лишь воспоминанием, (амнезией) человеческой души о тех идеях, с которыми она когда-то встречалась, до вселения в тело человека.

В истории философии Платон хорошо известен так же и своим социально-политическим учением. Он создал образ, по его мнению, идеального государства. Он считал, что государство должно быть единым как живое существо, в котором каждый член его знает свое дело. В человеческом теле есть три жизненных силы: в мозгу - разум, в сердце - страсть, в печени - потребность. Так и в государстве должно быть три сословия.

Первое - мудрецы-философы, у которых преобладает разумная часть души, они правят.

Второе - это мужественные воины (стражи) у них преобладает страстная яростная часть души, они охраняют.

Третье- земледельцы и ремесленники, работники с вожделенной и низменной частью души, они кормят. Достоинство правителей - мудрость, стражей - мужество, работников - умеренность.

Существующее социальное неравенство было создано богами, которые якобы одним людям добавили больше золота, другим серебра, а третьим досталась медь и железо. В идеальном государстве должно быть хорошо поставлено образование и воспитание людей, которое должно включать гимнастику, искусство, поэзию и математику. Претенденты на государственную службу должны с детства изучать философию и таким образом приобщаться к мудрости.



Исследуя формы государства, Платон отрицательно относился к демократии, он полагал, что она представляет собой "безумие большинства", "власть густой толпы" и свободу в "неразбавленном виде". В силу этих причин демократия всегда перерождается в тиранию и новое рабство. По его убеждению, идеальным типом государства может быть аристократическая республика, т.к. там будут править лучшие, наиболее способные к этому. Платон оставил обширное и разноплановое наследие. Он является, прежде всего родоначальником философского идеализма, как исходного принципа философствования и определенного мировоззрения.







Сейчас читают про: