Теория диалектики. Диалектический метод

Система объективного идеализма Гегеля.

Крупнейшей фигурой во всей немецкой классической философии являлся Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 гг.). Им была создана система предельно рационального объективного идеализма, или, по его собственному определению, «абсолютный идеализм». Свои взгляды он изложил в ряде крупных произведений: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др. Среди наиболее почитаемых им мыслителей были Пла­тон, Гердер, Монтескье, Руссо. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания -диалектику, логику и гносеологию, историю и право, философию истории. Характеризуя место и роль немецкого мыслителя в исто­рии философии, Ф.Энгельс отмечал, что основная заслуга Гегеля состоит в том, что он «впервые представил весь природный, исто­рический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал по­пытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...». Главное в его творчестве диалектика как теория развития всего сущего и метод (способ) философского мышления и познания объективной действительности.

Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей.

В теоретической системе Гегеля исходным является принцип то­ждества (совпадения, слияния) мышления, сознания и бытия. С точки зрения философа это означает, что весь существующий мир(Природа, общество и человек) представляют собой воплощение и проявление абсолютной идеи. Это могущественное духовное начало активно и деятельно. В ходе своего развития абсолютная идея отчуждает (проявляет) себя в виде природы, общества и человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительное разумно, — подчеркивал Гегель, — все разумное рано или поздно станет действительным» (существующим).

Методом философии Гегеля является диалектика, поскольку она полагает развитие всего сущего из абсолютной идеи, вечное рожде­ние, становление и неизбежную гибель всего. Вся философская сис­тема немецкого мыслителя состоит из трех частей:

а) логика (развитие идеи в ее собственном лоне, в стихии «чистого мышления»);

б) философия природы (раскрытие идеи в форме «инобытия», т.е. вещей и процессов);

в) философия духа (развертывание абсолютной идеи в истории общества и мышлении человека).

«Исток» и «тайна» всей гегелевской философии содержится в работе «Феноменология духа», а сама же теоретическая система мыслителя может быть охарактеризована как «перевернутый материализм».

Философия Г.Гегеля весьма противоречива и непоследователь­на. Это проявляется, в частности, в стремлении ее автора вывести природный мир за пределы диалектического анализа, применяя этот анализ преимущественно лишь к сфере духовного («мировой ра­зум»). Немецкий философ писал, что в природе «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку». В ней имеет место лишь вечный круговорот и монотонное повторение уже имеющегося. По убеждению Гегеля, новое порожда­ется только в сфере Духа. В таком подходе проявилась традиция Платона и его последователей воспринимать материю как нечто низшее и косное, а дух считать подлинным источником движения и творцом («демиургом») всего сущего. В этом смысле учение о природе было наиболее непоследовательной и слабой частью творчества Гегеля. Здесь немецкий философ оказался позади даже своего соотечественника И.Канта, который создал теорию возникновения и развития Солнечной системы из туманной массы. Положительной же стороной гегелевской натурфилософии является исследование глубоких и всесторонних связей и взаимодействий, существующих в природе.

В учении об объективном духе немецкий философ дал анализ таким его проявлениям, как семья, право и нравственность, госу­дарство, гражданское общество. Право было определено им как «царство реализованной свободы», внешняя форма разумности. Нравственность же — это внутренняя форма разумности, при ко­торой человек способен самостоятельно различать добро и зло. Гегель характеризовал нравственность как высшую ступень инди­видуального и общественного сознания. Самым естественным и непосредственным проявлением нравственности он считал семью как важнейший институт гражданского общества. Само гражданское общество рассматривалось Гегелем как сфера проявления и взаимодействия частных интересов индивидов. В нем представле­ны также и интересы различных сословий с их духом корпоратив­ности (земледельцы, чиновники и др.). Каждое сословие включено и систему разделения общественного труда и выполняет те или иные социальные функции.

Если гражданское общество есть, по определению Гегеля, царст­во эгоизма, то государство — это сфера единства, где общенациональный дух главенствует над разобщенностью индивидов и сосло­вий. Государство представляет собой, по выражению философа, шествие бога в мире», воплощение его воли и разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: