double arrow

Лекция 2.6 Русская философия

Контрольные вопросы

1. Чем классическая философия отличается от неклассической?

2. Может ли наука быть «сама себе» философией?

3. Основной принцип экзистенциализма «существование пред­шествует сущности». Как это понимать?

4. Можно ли считать человека свободным, если не он выбирает свободу, а она его?

5. Чем отличается понимание практики в марксизме и прагма­тизме?

6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?

7. Что такое феноменологическая редукция?

8. Почему позитивизм, опирающийся на науку и научный метод, является тем не менее разновидностью субъективного идеа­лизма?

9. Как понимается «жизнь» в «философии жизни»?

10. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гу­манизмом?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Отражение в философии особенностей европейской цивилизации.

2. Эмпириокритицизм Э. Маха и философская дискуссия вокруг него в России в начале XX века.

3. Психоанализ 3. Фрейда.

4. Структурно-функциональный анализ.

5. Консервативная, либеральная и социалистическая традиции в европейской политической мысли XX века.

6. Марксизм: социал-демократическая и коммунистическая ин­терпретации.

7. Классическая и современная философия: преемственность и отличия.

8. Натурализм и психологизм в гносеологии и логике позитивиз­ма.

9. Философия Ф. Ницше: три периода творчества.

10. Школы психоанализа: К. Юнг, В. Райх, Э. Фромм.

11. Воздействие экзистенциализма на литературу и искусство.

12. Философская антропология и ее проблематика.

13. Философия техники.

14. Герменевтика.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. — М., 1993. С. 28-50.

2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: В 2-х ч. — М., 1991. Т. 1.

3. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

4. Исторические типы философствования. — М.: Изд-во МАИ. Разд. 4.

5. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. — М., 1989.

6. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.

7. Ницше Ф. Антихристианин. Сумерки богов. — М., 1989.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1,2. – М.,1992.

9. Рассел Б. Почему я христианин. – М.,1969.

10. Рассел Б. История западной философии. — М., 1993. Гл. 30.

11. Сартр Ж. -П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989.

12. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. - «Прошлое толкует нас». — М., 1991.

13. Современная западная философия. Словарь. – М., 2004.

14. Современная западная философия. Словарь. – М., 2004.

15. Тейар де Шарден. Феномен человека. – М., 1992.

16. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М., 1990.

17. Фромм Э.: Бегство от свободы. — М., 1990. Иметь или быть? — М., 1990.

18. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Спр-к по философии запада XX века. – М., 1994.

19. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994 (разд. V, VI, XIV).

Дидактические единицы:

2.2.6 Отечественная философия

  1. Становление русской философии (XI—XVII вв.)
  2. Философия Просвещения в России (XVIII в)
  3. Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
  4. Русская религиозная философия XIX — XX вв.
  5. Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы.
  6. Философия в советский период истории

Русская философия имеет достаточно длительную историю и многогранное идейное содержание, является органической частью мировой и духовной культуры. На ее формирование и развитие огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности географического расположил России в мире ("Востоко-Запад"), национальное самосознание и другие обстоятельства. В ее содержании непреходящим является нравственный, естественнонаучный. Русская философская мысль тра­диционно ориентировалась на осмысление прошлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения настоящего и тема будущего, искания справедливого и человечного общественного устройства. В этой философии неизменным является также осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны. Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в мировом историко-философском процессе и культуре человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: