Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об особой роли мозга в отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая координирует психическую деятельность индивида. Деятельность мозга — этофизиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции человека. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, а правое — за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?
Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей — около 1300 — 1400 граммов. А вот мозг В.И Ленина имел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 миллиардов клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 % клеток, а остальные составляют своеобразный резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную по своему объему примерно 500 Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Существенно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито правое полушарие, и поэтому женщинам в большей степени присуще образное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные реакции на окружающую действительность.
Но мыслит все же не мозг, асам человек при помощи мозга. Мозг — это всего лишь орудие для мышления. В истории философии и естествознания иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психического — от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции " психофизического параллелизма ", получившей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. (Г.Лейбниц и др.). В конце XIX в. успехи биологии и физиологии подготовили почву для раскрытия подлинных механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым, И.И.Мечниковым. И.П.Павловым было создано учение о физиологических основах человеческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было выявлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое представляют собой два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (на пример, его наследственные данные), и от социальной среды (характер деятельности, уровень жизни, отношения в семье и т.д.).
При раскрытии сущности и природы сознания часто употребляется понятие "идеальное". В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства и изящности вещей и творений человека. Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его Учении о "мире идей" как некоей творческой силе. Позже эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеализме идеальное обычно рассматривается как духовная основа и творец ("демиург") всего сущего.
В современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего сознания и представляющая собой специфический способ существования вещей—в форме их образов. Это понятие раскрывает уникальную творческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отличие от уже существующей действительности. Идеальное есть как бы иноебытие (другое, новое бытие) материи, ее "превращенная" (измененная) форма, которая создана с помощью сознания. Образно говоря, идеальное — это "двойник", "заместитель" материи, ее нематериальная копия. По определению К. Маркса,"...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".
Мир идеального включает в себя ощущения и эмоции, воображение и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д., которые ориентированы на творческую деятельность человека. Идеальное являет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир. Оно содержит в себе не только образы того, что уже есть. Идеальное включает, прежде всего, образы того, что нужно человеку. В этом смысле прав В.И.Ленин, говоря, что человеческое сознание "...не только отражает объективный мир, но и творит его". Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель, которая призвана выводить человека за рамки его повседневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.
Идеальное — это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психологов А.И. Мещеряков а и С.И. Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и на почве деятельности, а не является прирожденным свойством человека. (Один из воспитанников этих ученых — А.В.Суворов — успешно окончил Московский университет, защитил диссертацию доктора психологических наук). Основным условием его формирования может быть лишь активное приобщение человека к духовно-практической деятельности, к миру культуры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого человек останется всего лишь "кандидатом" в люди, т.е. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.
Идеальное является очень важным элементом сущностных, творческих сил человека. С появлением "мира духа" возникли принципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция материального мира (в пределах Земли) под воздействием человека постепенно стала приобретать управляемый характер и высокий динамизм, а сам человек превратился из раба обстоятельств и стихий в творца нового — искусственного мира.
Понятие идеального раскрывает человеческое сознание с точки зрения результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы—в идеи, образы, представления. Что же касается нередко употребляемого в философии понятия "сознательность", то оно в данном случае характеризует человека с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир сознанием дела. Иначе говоря, сознательность означает разумность действий человека, наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т.п.). Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность и непредсказуемость, неразумность в действиях людей, в совокупном историческом процессе. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть, таким образом, проблема превращения сознания человека в реальную и активную силу совокупного социально-культурного и исторического процесса.
Итак, обладание сознанием характеризует человека как существо, способное действовать в этом мире разумно и творчески. Сознание создает необходимые предпосылки для самоутверждения человека как существа познающего и деятельного. Сознание — это единство дара, обретения и бремени человека.