Международный технологический обмен

Модель жизненного цикла товара в международной торговле.

Теории влияния технологии на международную торговлю.

МЕЖНАРОДНЫЙ ОБМЕН ТЕХНОЛОГИЯМИ

Тема 7

В большинстве случаев технология выступает одним из развитых факторов производства, которые обладают большей способностью к международной мобильности по сравнению с основными. В основе развития технологии лежит технический прогресс.

Среди многочисленных теорий влияния технологии на международную торговлю выделяются:

· модель технического прогресса;

· модель технологического разрыва;

Модель технического прогресса (Джон Хикс, 1904-1989 гг.): технический прогресс делится на нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий. При нейтральном техническом прогрессе количество труда и капитала в расчете на производство единицы товара сокращается. При трудосберегающем техническом прогрессе капитал замещает труд. Капиталосберегающий прогресс повышает производительность труда.

Практически все теории, рассматривающие технологию как фактор производства, объясняют с помощью различий в обеспеченности технологией международную торговлю товарами, произведенными на ее основе. Многие теории объясняют, как изменение технологии влияет на международную торговлю. Одна из них – модель технологического разрыва (Майкл Познер, 1961 г.). В соответствии с этой моделью разработка новой технологии дает странам временную монополию в производстве и экспорте основанного на ней товара.

Модель жизненного цикла товара в международной торговле исходит из того, что некоторые страны специализируются на производстве и экспорте технологически новых товаров, а другие – на производстве уже известных товаров. В соответствии с теорией товар проходит пять стадий жизни в международной торговле:

стадия 1 – стадия нового продукта;

стадия 2 – стадия роста продукта;

стадия 3 - стадия зрелости товара;

стадия 4 – стадия падения производства товара;

стадия 5 – стадия прекращения внутреннего производства товара.

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны развиваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах.

Однако, чаще технически отсталые страны развиваются в результате получения новых знаний и техноло­гий извне. Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине ХХ в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли характерно вовлечение в товарооборот особого товара — научно-технических дости­жений, т.е. происходит активный технологический обмен. Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно-технических знаний и обмен про­изводственным опытом между странами, а в узком — передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизвод­ству конкретных технологических процессов.

Технологии - комплекс научно-технических знаний, включающих три группы технологий: технология продуктов, технология процессов и технология управления.

Международная передача технологии - это межгосударственное перемещение научно-технических знаний на коммерческой и некоммерческой основе.

Технология является одним из развитых факторов производства, которые обладают большой международной мобильностью.

Этапы передачи технологии:

1. Отбор и приобретение технологии.

2. Освоение и адаптация.

3. Использование и совершенствование.

Каналы передачи технологии:

1. Внешнеторговый.

2. Внутрифирменный.

3. Межфирменный.

В международный технологический обмен широко вовлечены все четыре сферы человеческой деятельности: наука, техника, производство и управление.

В большинстве стран новая технология защищается правовыми инструментами: патентами, лицензиями, копирайтом, товарным знаком.

Патент – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения.

Лицензия – разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.

Копирайт (право воспроизведения) – эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.

Товарный знак – символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения.

Технологии передаются как коммерческим, так и некоммерческим путем. Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:

• научно-технические публикации;

• проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;

• обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;

• миграция специалистов;

• обучение студентов и аспирантов;

• деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.

Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:

• передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;

• поставка машин и различного промышленного оборудования;

• оказание технической помощи;

• инжиниринговые услуги;

• экспорт комплектного оборудования;

• подготовка и стажировка специалистов;

• управленческие контракты;

• научно-техническое и производственное кооперирование и т. д.

Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупа­тель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала по­зволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.

Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии

В тоже время технология как товар обладает обычно весьма высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает собственника новой технологии к ее возможно большему использованию, как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров.

Технологии передаются двум основным группам покупателей:

• зарубежным филиалам или дочерним фирмам ТНК;

• независимым фирмам.

Новые технологии преимущественно предоставляются ТНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 90-е гг. на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских ТНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологии филиалам:

• в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения:

• сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы ТНК;

• увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения.

Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров, а иногда и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги

Продажа технологии независимым компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, по­купатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным кон­курентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объеди­нить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР (металлургия, металлообработка, текстильная и швейная промышленность и др.) В этих отраслях монополия на техническое усовершенствование не может удерживаться долго, так как нововведения легко воспро­изводимы. Собственник новой технологии, не дожидаясь пока усовершенствования будут скопированы зарубежными конкурентами, форсирует ее продажу не только подконтрольным компаниям, но и независимым фирмам.

Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Этапам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды:

1-й этап — уникальная;

2-й этап — прогрессивная;

3 и этап — традиционная;

4-и этап — морально устаревшая.

К уникальным технологиям относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии облада­ют новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной моно­полии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупа­телю.

К прогрессивным технологиям принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимущества­ми по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурен­тами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствую­щей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной техно­логии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее применения. Указанные техноло­гии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимуще­ства, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности ученых и инжене­ров, но и «эволюции» уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.

Уникальные и прогрессивные технологии могут приносить их покупателям дополнительную прибыль, поэтому они про­даются по ценам, превышающим средний уровень цен на технологии аналоги в соответствующей отрасли.

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигну­тый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значитель­ных технико-экономических преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производи­телей, и рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Исполь­зование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

Одним из наиболее распространенных способов передачи технологии является лицензионная торговля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: