Статистическая и нормативная база регионального анализа

Рис. 4.2. Структура системного анализа национальной и региональной экономики

Общая схема функционирования экономики региона

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Глава 4.

Контрольные вопросы

Резюме

1. Чем отличается теории Тюнена от теории Лаунхардта?

2. В чем заключается вклад в теорию региональной экономики А. Смита, Д.Рикардо, Й. Тюнена, В. Лаунхардта, А.Вебера, Б. Олина, Э. Хекшера, А. Леша, У. Айзарда?

3. Каковы различия между абсолютными и относительными преимуществами региона при выборе специализации производства и структуры торговли?

4. Охарактеризуйте теоретические, методологические и проблемные особенности советской школы региональных исследований?

5. Перечислите принципы и факторы размещения производительных сил.

6. Как измеряется эффект межрегиональных взаимодействий?

7. Перечислите современные направления развития теорий региональной экономики?

Литература: [1, 4 (гл 2,4), 5 (гл.2), 8 (гл.1,2)]

Ключевые вопросы:

1. Общая схема функционирования экономики региона.

2. Статистическая и нормативная база регионального анализа.

3. Оценка открытости экономики региона.

4. Индикаторы социально-экономического развития регионов.

5. Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития и типология регионов России.

6. Проблемные регионы. Общие черты и особенности типов проблемных регионов. Отсталые регионы. Депрессивные регионы. Приграничные регионы.

Как мы уже отметили в первой главе дисциплина «Региональная эконо­мика» использует различные методы исследования и инструментарий, как общенаучный, так и специальный при изучении экономики регионов. Среди них особое место принадлежит инструменту системного анализа, а также таким, как экономической статистики; анализ и синтез; индукция и дедукция; метод группировок; множественный корреляционно-регрессионный анализ; ранговая корреляция; метод главных компонент; эвристические методы; методы экспертных оценок, структуризации целей, а также различные графоаналитические методы.

Аналитический инструментарий регио­нальной экономики условно можно разделить на два главных класса, дополняющих друг друга:

• методы регионального экономического анализа;

•математические модели региональной экономики.

Структура региона может рассматриваться с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и т.д. Общая схема функционирования региона должна включать, как минимум, такие элементы системы, как экономика и ее трансформация, населения, инвестиции, межрегиональные экономические связи.

В современный период переход к рынку и реальному федерализму сопровож­дается тем, что каждый регион — субъект федерации становится экономи­ческой подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы. Межрегиональ­ный обмен осуществляется теперь на рыночной основе, и поэтому регион как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих и дополняющих рынков товаров, труда и капитала.

Укрупненные элементы и связи регионального экономического механизма представлено на рис 4.1. Общая схема объединяет ряд воспроизводственных процессов, осуществляющихся в регионе: воспроизводство регионального продукта, капитала, природных ресурсов и т.д. Она охватывает также дви­жение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государст­венными учреждениями.

Значительная часть финансовых потоков проходит через региональные и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Так, доходы бюджета субъекта федерации складываются из налогов (собственных и регулирующих), полу­чаемых от предприятий, используемых природных ресурсов и населения, а также из поступлений от федерального бюджета (субвенций, трансфертов и т.п.). Источниками формирования внебюджетных фондов являются заемные средства, социальные сборы (страховые и т.п.), добровольные взносы, пос­тупления из федеральных внебюджетных фондов и др. Доходы регионального и местных бюджетов и внебюджетных фондов направляются на финанси­рование социальной сферы (особенно образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства), финансовую поддержку производства (главным образом предприятий, находящихся пол­ностью или частично в региональной и муниципальной собственности), инвестиции в региональное хозяйство, охрану окружающей среды.

Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с федеральным центром, с другими регионами и внешним миром.

В каждом из субъектов или областей РФ, как в национальной экономике в целом, совпадают цели функционирования, однако средства достижения, способы приближения к ней могут быть различными. Разумеется, экономические связи между субъектами, субъектом и граничащими странами также отличаются. Этому способствуют такие факторы: рельеф местности, расстояние, уровень экономического развития, доступность сырья, минералов, связи и транспорта.

Структура национальной экономики отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы (субъектов), ее устройство (рис. 4.2.). Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант перехода от одной системы к другой, перенося закономерности, выявленные и отраженные в структуре одной из них, на другие. Одна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания объектов или процессов, от аспекта их рассмотрения, цели создания. При этом, по мере развития изучения, на каком–то этапе структура системы может изменяться.



Рис. 4.1. Принципиальная модель социально-экономического развития регионов России

Связи между регионами и внешним ми­ром являются преимущест­венно торговыми (Т—Д, Д—Т), хотя в последнее время регионы становятся непосредственными уча­стниками межрегиональ­ного и международного рынков кредитных ресур­сов, ценных бумаг. Отме­тим, что даже если про­давцом или покупателем товаров выступает феде­ральная организация, со­ответствующие торговые связи (например, закупки и распределение военной техники, продовольствия, стратегического сырья и т.д.) рассматриваются как межрегиональные.

Рассмотрим организационную структуру государственной статистики в Российской Федерации. На первый взгляд она полностью отвечает интересам анализа региональной экономики. Первичные статистические данные, получаемые от предприятий, организаций, населения, обобщаются в стати­стических комитетах субъектов федерации, а затем окончательно сводятся в Государственном комитете по статистике России.

Повышение роли регионов — субъектов Российской Федерации в экономической жизни сопровождается качественным усилением региональной статистики, приближением ее к структуре национальной статистики (что соответствует концепции «регион как квазигосударство»). Определенное представление о структуре государственной статистики по субъектам Российс­кой Федерации дает двухтомный статистический сборник «Регионы России», регулярно выпускаемый с 1997 г.

Управляющее воздействие

Вход Выход

Национальная экономика
Регионы (субъекты РФ)
         
. . . . .
         

Обратная связь


Возмущающее

воздействия внешней среды


Первый том сборника содержит унифицированные социально-экономи­ческие показатели по каждому субъекту федерации: 71 показатель, не считая производных, полученных исходя из основных показателей (таких еще 8). В этом томе представлены такие синтетические показатели, как валовой ре­гиональный продукт, численность населения, в том числе трудоспособного, численность занятых и безработных, среднедушевой доход, объемы производства продукции промышленности и сельского хозяйства, объем подрядных работ в строительстве, объем грузооборота транспорта, розничный товаро­оборот, индекс розничных цен, инвестиции в основной капитал, доходы и расходы бюджета. Кроме того, приводятся данные о структуре промышлен­ного производства в разрезе 10 отраслей.

Второй том статистического сборника включает 23 перечисленных ниже раздела, в которых приводятся соответствующие показатели по всем субъектам федерации с 1985 г. (в скобках — число таблиц в каждом разделе);

Главным методологическим направлением совершенствования регио­нальной статистики является создание системы региональных счетов (СРС), совместимой с системой национальных счетов (СНС).

Российская статистика в основном завершила переход на междуна­родный стандарт СНС (версия 1993 г.), и теперь предстоит осуществить следующий важный, нетрудный этап — распространить принципы СНС на региональный уровень. В принципе необходимо строить для регионов счета, входящие в настоящее время в СНС:

• счет товаров и услуг;

• счет производства;

• счет образования доходов;

• счет распределения первичных доходов;

• счет вторичного распределения доходов;

• счет используемого располагаемого дохода;

• счет операций с капиталом.

Госкомстат России с 1994 г. ведет расчеты ряда основных показателей указанных счетов по субъектам федерации. Среди этих показателей — выпуски товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость (по крупным отраслям и в целом), валовой региональный продукт, основные виды доходов, расходы на конечное потребление, инвестиции в основной капитал. Особую ценность представляют расчеты валового регионального продукта (ВРП), определяемого по так называемому производственному методу как разность между суммой выпусков и суммой промежуточного потребления. В будущем состав этих показателей будет расширяться, что позволит строить региональные счета, соответствующие счетам СНС.

Разработка важнейших региональных социально-экономических пока­зателей (индикаторов) и на их основе — СРС встречает несколько принци­пиальных трудностей.

1. Распределение между регионами затрат и результатов видов деятель­ности, присущих только национальной экономике в целом (оборона, централь­ное управление, денежная эмиссия и т.п.) или же не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.). В отношении расчета главных региональных индикаторов Госкомстат России решает данную задачу достаточно успешно. Так, по расчетам за 1998 г., сумма ВРП по всем регионам составила 89,1% ВВП России, а сумма расходов на конечное потребление по регионам — 86,1% конечного потребления всей России.

2. Разделение экономических субъектов, действующих на территории региона, на резидентов и нерезидентов и соответственно их деятельности — на резидентскую и нерезидентскую. В принципе в СРС определенного региона должна отражаться деятельность только резидентов. Так, доходы, получаемые в г. Москве жителями Московской области и других регионов (т.е. нере­зидентов), должны отделяться от доходов постоянных жителей г. Москвы (резидентов). Точно так же, как и покупки (расходы) немосквичей должны исключаться из величины конечного потребления Москвы. Пока доходы и потребление учитываются по территории в целом без разделения резидентов и нерезидентов.

3. Наиболее слабый участок региональной статистики — учет вывоза и ввоза товаров и услуг, а также миграции денег. Статистика межрегионального обмена по своей полноте значительно уступает статистике внешней торговли, несмотря на то, что степень открытости экономики региона гораздо выше, чем открытость национальной экономики. Вследствие этого сильно затруд­няется расчет показателей использования продукции и построение счета товаров и услуг, который включает показатели вывоза и ввоза, а также экспорта и импорта продукции.

Развитие работ по построению СРС предполагает постепенное преодо­ление отмеченных трудностей и недостатков региональной статистики.

На методологической и информационной базе СНС строятся сводные балансы, характеризующие взаимосвязи между элементами экономики региона: материальные балансы, балансы основного капитала, трудовых и природных ресурсов, финансовый баланс и наиболее общие балансы — межотраслевой баланс производства и распределения продукции, межотраслевой материально-финансовый баланс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: