Прогноз изменения уровня социально-экономического развития регионов России в 2005 г. по сравнению с 2003 г

Рис. 4.4. Структура совокупного ВРП по группам регионов с разным уровнем социально-экономического развития, 2005 год

Согласно данным Минэкономразвития РФ, наибольшая динамика в росте ВРП прогнозируется в регионах с крайне низким уровнем развития, тогда как у регионов других групп произойдет замедление темпов роста. Но поскольку роль регионов с крайне низким уровнем развития в совокупном ВРП останется незначительной, это не изменит общей картины дифференциации.

В анализируемом периоде сохранится межрегиональная дифференциация ВРП на душу населения. Несмотря на некоторое снижение в 2005г. темпов роста ВРП на душу населения группы регионов высокого уровня развития в последующем периоде до 2007г. по годовым темпам эта группа регионов опять станет лидером.

Среди всех регионов наибольшие темпы роста ВРП на душу населения в 2005г. к уровню 2003г. были в Ямало-Ненецком автономном округе – 114,8% и в Республике Дагестан – 111%, а отрицательные темпы прироста ВРП на душу населения составило в Чукотском автономном округе– 97,6%, Сахалинской области – 99,2 процента.

Рис. 4.5. Динамика темпов роста ВРП на душу населения

По дифференциации ВРП на душу населения можно отметить, что она имеет тенденцию увеличения к 2007 году. На протяжении всего рассматриваемого периода будет лидировать Ямало-Ненецкий автономный округ – с 765,2 тыс. руб. на душу населения в 2003 г. до 1296,6 тыс. руб. на душу населения в 2007г., тогда как минимальный ВРП на душу населения за весь период будет наблюдаться в Республике Ингушетия – с 8,4 тыс. руб. на душу населения в 2003г. до 8,3 тыс. руб. на душу населения в 2007 году.

Согласно данным, в России в 2005г. сохранился тенденция к увеличению объемов промышленного производства во всех группах регионов. Однако наблюдались межрегиональная дифференциация по темпам роста и общим объемам промышленного производства.

Наиболее высокие темпы роста ожидаются в регионах с уровнем развития выше среднего (в 2,2 раза в 2005г. к уровню 2003г.). На группу регионов с высоким уровнем развития (17 субъектов Российской Федерации) будет приходиться от 52% объема промышленного производства страны в 2003г. до 47% в 2005г. и 48% в 2007г., что определит тенденцию некоторой деконцентрации промышленности на территории России.


  2005 г. Итого регионов в 2003 г.  
Регионы с уровнем развития выше среднего Регионы со средним уровнем развития Регионы с уровнем развития ниже среднего Регионы с низким уровнем развития Регионы с крайне низким уровнем развития  
2003 г. Регионы с уровнем развития выше среднего Липецкая область, Московская область, Ярославская область, г. Москва, Республика Коми, Вологодская область, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская область, Пермская область, Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Свердловская область (16) Новгородская область (1)        
Регионы со средним уровнем развития Белгородская область, Рязанская область, Смоленская область, Волгоградская область, Ненецкий автономный округ, Астраханская область, Оренбургская область, Томская область, Тюменская область, Ленинградская область (10) Орловская область, Тверская область, Республика Карелия, Калининградская область, Мурманская область, Псковская область, Краснодарский край, Челябинская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Магаданская область, Сахалинская область, Тульская область (14) Хабаровский край (1)      
Регионы с уровнем развития ниже среднего   Воронежская область, Калужская область, Тамбовская область, Архангельская область, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кемеровская область, Республика Мордовия, Ростовская область, Чукотский автономный округ (10) Костромская область, Курская область, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Саратовская область (5)      
Регионы с низким уровнем развития     Брянская область, Кировская область,Владимирская область, Камчатская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (5) Ивановская область, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Пензенская область, Ульяновская область, Курганская область, Республика Алтай, Алтайский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Иркутская область, Корякский автономный округ, Приморский край, Республика Хакасия (17) Республика Бурятия (1)  
Регионы с крайне низким уровнем развития       Коми-Пермяцкий автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Читинская область (3) Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ (6)  
Итого 2005 г.              
  - ухудшение социально-экономического состояния регионов   - положение регионов не изменилось   - улучшение социально-экономического состояния регионов  
                                     

Существенные различия в темпах роста промышленного производства между группами регионов с разным уровнем развития определят сохранение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов России.

В группе регионов уровнем развития выше среднего наиболее высокие темпы роста объемов промышленного производства прогнозируются в Московской области (137%), что станет результатом политики местных властей по привлечению инвестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и модернизацию основных фондов. Главными отраслями, обеспечивающими рост объемов производства будут пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, а также машиностроение и металлообработка.

Значительный рост (130%) будет происходить в Республике Саха (Якутия) преимущественно за счет топливной промышленности. Одновременно будет происходить увеличение ее доли в структуре промышленного производства республики при сокращении доли цветной металлургии.

В г. Санкт-Петербурге прогнозируется также значительный рост (128% в 2005г. к 2003г.). Основной рост промышленного производства в Санкт-Петербурге будет обеспечен за счет роста производства в машиностроении и металлообработке и пищевой промышленности. Существенное влияние на развитие промышленного комплекса Санкт-Петербурга будет оказывать растущий внутренний спрос на промышленную продукцию города.

Не изменятся объемы промышленного производства в г. Москве. Эта тенденция является признаком уменьшающегося значения промышленности для столицы и следствием распределения инвестиций по более прибыльным отраслям хозяйства города.

Наиболее высокие темпы роста объемов промышленного производства в группе регионов со средним уровнем развития прогнозируются в 2005г. по отношению к 2003г. в Ненецком автономном округе (170%) и Тюменской области (162%) в основном за счет развития топливной промышленности.

По прогнозным оценкам субъектов Российской Федерации, в России в 2005г. ожидается дальнейшее увеличение объемов инвестиций в основной капитал. В структуре инвестиций по-прежнему будут доминировать собственные средства предприятий. Одновременно будет происходить снижение доли бюджетных средств. Способствовать этому будут более доступные банковские кредиты, а также рост объема иностранных инвестиций.

Наибольшие объемы инвестиций будут направляться в промышленность (машиностроение и металлообработку, металлургию, промышленность строительных материалов, пищевую), а также строительство и модернизацию инфраструктуры.

Увеличение объемов инвестиций ожидается во всех группах регионов, однако дифференциация темпов роста объемов капитальных вложений по группам регионов будет сохраняться.

В 2005г. сохранится концентрация инвестиций в 17 субъектах Российской Федерации, составляющих группу наиболее экономически развитых регионов. Однако темпы роста инвестиций в них прогнозируются ниже среднероссийских – 144% в 2005г. по отношению к 2003г. Наибольшие темпы роста объемов инвестиций прогнозируются в группе регионов с крайне низким уровнем развития – 2,3 раза. К 2007г. данная тенденция не изменится. Но доля инвестиций этой группы в общем объеме останется низкой.

Таким образом, главная роль в укреплении экономического, в том числе и промышленного потенциала, принадлежит эффективному использованию внутренних усилий и ресурсов каждого региона. В то же время в современных условиях важное значение в обеспечении экономического роста имеют межрегиональные связи, использование преимуществ разделения труда, участие в интеграционных организациях. Экономическое сотрудничество между регионами, специализация и производственное кооперирование открывают качественно новые возможности для решения совместными усилиями регионов ряда важных и сложных проблем, которые непосильно решить одному региону. Расширение и углубление межрегиональных отношений, использование их преимуществ выступает в качестве важного фактора повышения эффективности производства, решения проблем социально-экономического развития, а за одно укрепления и устойчивого сохранение единого экономического пространства.

Доступность и емкость рынков сбыта, зависит от конкретных видов продукции, производимой предприятиями региона. Но с другой стороны сама определяет эффективность развития в регионе тех или иных производств. От доступности ресурсов и их цен в регионе в значительной мере зависят затраты на производство продукции и доходность такого производства. Технологический уровень имеющихся производственных мощностей определяет возможность производства конкурентоспособной продукции, а при развертывании новых производств определяют возможность использования имеющихся на предприятиях мощностей для производства комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Рыночная инфраструктура региона определяет возможности привлечения ресурсов и сбыта продукции при помощи основных институтов: рынка труда (биржи труда, службы занятости), рынка капитала (фондовые биржи, банковская система) и рынков готовой продукции (товарные биржи, торговые дома). Наконец, интеллектуальный и трудовой потенциал региона определяют стоимость и качество рабочей силы, т.е. уровень ее квалификации, способность к освоению инноваций, росту производительности труда, быстрому освоению НИОКР.

В типологии регионов значительное место отводится потенциалу социально-экономического развития региона: уровню и росту благосостояния населения, росту доходов и объемов производства в регионе. В краткосрочном периоде это развитие может осуществляться за счет дополнительной загрузки или повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей, в долгосрочном периоде – за счет инвестиций. Поэтому представляется важным рассмотрение регионов с точки зрения эффективности капиталовложений, т.е. получения дохода на вложенные там инвестиции.

Предположим, существуют несколько видов продукции, производство которых могло бы быть организовано на территории того или иного региона (в действительности таких видов продукции может быть множество). Потенциальный «организатор» такого производства (предприниматель или компания) может сравнивать различные регионы с точки зрения эффективности капиталовложений и размещения производства. При этом главным критерием выбора того или иного для размещения инвестиций является прибыль или разница между доходом от сбыта производственной продукции и затратами на ее производство. В силу различного географического расположения регионов (климатические условия производства, удаленность от ресурсов) и традиционной специализации региона и его соседей (доступность поставщиков материалов и комплектующих) затраты на производство однотипной продукции в разных регионах будут разными, а рыночная цена реализации – одинаковой. Механизмом, частично компенсирующим различия в доходах, обусловленные особенностями региона, может быть только государственная региональная экономическая политика, формирующая хозяйственно-экономические условия производства (например, путем предоставлении налоговых или иных преференций) в каждом регионе страны.

Если экономическая политика ставит регионы в более или менее равное положение, то они могут конкурировать между собой в привлечении инвестиций путем создания наиболее благоприятных условий инвесторам. Однако размещение новых или расширение старых производства в регионе «внешними» по отношению к нему «организаторами» на самом деле еще не означает, что выработана оптимальная стратегия экономического развития региона. Это лишь значит, что в регионе созданы условия для производства определенных видов продукции. Безусловно, такое решение принесет рост занятости, повышение благосостояния и уровня жизни населения региона, как за счет роста доходов населения, непосредственно занятого в таких производствах, так и за счет дополнительных доходов регионального бюджета, частично направляемых на содержание здравоохранения, науки, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства. При этом, чем глубже степень переработки продукции на предприятиях региона, тем выше уровень квалификации трудовых ресурсов, тем больше и создаваемая или добавленная стоимость, а, следовательно, и плата за труд и доходы населения. Однако в любом случае, значительная часть добавленной стоимости всегда будет оставаться у «организаторов», которые «вкладывают» в производство продукта уже готовые идеи, новые технологии производства и управления, свои организационные усилия. Поскольку современная конкурентоспособная продукция является интеллектульноемкой, доля «интеллектуальной составляющей» в цене реализации той продукции весьма значительна. Соответственно регионы, ориентированные на создание оптимальных условий производства такой продукции получают и «плату» (в виде дополнительных налоговых доходов бюджета и доходов населения) как за сам производственный, так и за его интеллектуальную составляющую, которую можно продавать как инновации отдельно от самого товара. Поэтому с точки зрения экономики, региону намного выгоднее ориентироваться на предоставлении ему благоприятных условий и льгот не только для «процесса производства», но и для «процесса разработка» производственных инноваций и научных исследований. Тогда и рост валовых объемов инвестиций перестает быть главным, если не единственным ориентиром региональной экономической политики, уступая место пропорциям в предметно-отраслевой структуре инвестиций. Важной становится интеллектуальной составляющая инвестиций и объект их приложения (основные фонды, человеческий капитал).

Рассматривая типологические особенности регионов, отметим, что этой проблеме уделяют большое внимание специалисты различных научных институтов России. Так, различные типологии регионов в своё время были разработаны Институтом экономики РАН, Советом по изучению производительных сил, Минэкономразвития РФ, а также независимыми исследователями. Сотрудниками Института экономики РАН была предложена типология регионов по критерию лидирующего комплекса в структуре промышленного производства.

Однако, использующиеся в экономической литературе типологии нельзя считать объективной, поскольку ей присущ ряд весомых недостатков. Во-первых, само доминирование какого-либо комплекса в структуре производств нельзя считать очевидным для всех регионов. Поэтому правильнее было бы сначала разделить регионы на обладающие и не обладающие специализацией. Во-вторых, существующие типологии построены на основе данных о структуре производства промышленной продукции и никак не отражают сельскохозяйственную ориентацию, характерную для некоторых российских регионов. В-третьих, вывод о специализации того или иного региона правильнее было бы делать не только на основании данных об отраслевой структуре промышленного производства, но ещё и на основании данных об отраслевой структуре занятости.

Тем не менее, группировка регионов по специализации имеет определённый смысл, поскольку позволяет учитывать при прогнозировании и разработке стратегии развития экономики региона факторы, оказывающие влияние на определённые отрасли, а, кроме того, позволяет прогнозировать показатели развития регионов в зависимости от целей и приоритетов государственной политики в развитии тех или иных отраслей.

Кроме того, специализация региона позволяет косвенно характеризовать имеющиеся в регионе производственные мощности и их технологический уровень. Также можно предложить разделять регионы не столько по признаку доминирования конкретных отраслей промышленности, сколько по уровню и степени переработки сырья, характерной для большинства производственных предприятий региона. С учётом вышесказанного ниже приведем типологию регионов по специализации, которая выглядит следующим образом:

· регионы, не обладающие специализацией:

а) с преимущественным развитием производств продукции низкой степени переработки;

б) с преимущественным развитием производств высокой степени переработки;

в) с преимущественным развитием производств интеллектуально-ёмкой высокотехнологичной продукции;

· регионы, обладающие специализацией:

а) сельскохозяйственные регионы;

б) промышленные, с преимущественным развитием сырьевого и топливно-энергетического сектора;

в) промышленные, с преимущественным развитием машиностроения:

с производством продукции производственного назначения;

г) промышленные, с преимущественным развитием отраслей, производящих конечную продукцию:

1. низкой степени переработки

2. высокой степени переработки

3. интеллектуальноёмкую высокотехнологичную конечную продукцию.

Определенный интерес также представляет типология российских регионов, разработанная в Совете по изучению производительных силМинэкономразвития РФ и РАН {1}. Эта типология строится по трём признакам:

1. Уровню экономического развития;

2. Текущему состоянию экономики, финансов, социальной сферы и природной среды;

3. Природно-географическим и геополитическим характеристикам регионов.

По первому классификационному признаку различают:

1. высокоразвитые регионы;

2. развивающиеся регионы;

3. слаборазвитые регионы.

Внутри каждого типа региона выделяются подвиды, отражающие специализацию, степень диверсификации и другие характерные черты экономического развития, изменение которых может происходить в течение длительного времени.

По второму признаку регионы группируются в зависимости от развития основных экономических показателей.

По третьему признаку регионы разделяют на:

ü экстремальные природно-климатические зоны;

ü приморские регионы;

ü приграничные регионы;

ü регионы, отдалённые от основной территории государства.

В целом данной классификации присущи те же недостатки, что и предыдущей, рассмотренной выше, а именно, отсутствие логики. Так, например, текущее состояние экономики, финансов и социальной сферы, по сути, определяется уровнем экономического развития. Поэтому правомернее было бы дополнять типологию регионов по текущему состоянию экономики не только показателями уровня развития, но и показателями динамики (тенденций, темпов) её развития.

Ещё одна типология регионов предложена специалистами Института экономики и организации промышленного производства {1, с.121}, которые выделяют четыре основные группы регионов:

ü традиционно-отсталые;

ü депрессивные;

ü традиционно-развитые (индустриальные, индустриально-аграрные, аграрные, сырьевые);

ü регионы, имеющие ресурсы федерального значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: