Институциональные и правовые основы регулирования регионального развития

Регулирование регионального развития осуществляется в странах с самым разнообразным государственно-политическим устройством. Более того, по-своему интересный и успешный опыт региональной экономической политики имеется и в федеративных республиках (США, Канада, Германия, Австрия и др.), и в унитарных республиках (Франция, Италия и др.), и в королевствах, точнее — в монархиях парламентского типа (Великобритания, Нидерланды, Испания, Швеция и др.).

Во всех странах, за исключением самых маленьких (Андорра, Лихтен­штейн и т.п.), существует один или более уровней государственного регио­нального управления. Регионами первого ранга являются: в США — штаты (50), в Австралии — штаты (6) и автономные территории (2), в Германии — земли (16), во Франции — регионы (22), в Италии — регионы (20), в Испании — автономные сообщества (17), в Нидерландах — провинции (12) и т.д. В вертикали государственной власти регионы обладают одним из трех возможных статусов:

имеют собственную сферу полномочий, закрепленных в конституции страны (административная автономия);

подчиняются центральным властям как проводники их политики;

находятся в переходном процессе.

Как правило, федеративные государства отличаются от унитарных тем, что в них регионы — субъекты федерации обладают большими правами, чем регионы первого ранга в унитарных государствах. Однако и между федеративными государствами различия весьма существенны.

В США, где эволюционирует модель децентрализованного федерализма. Конституция (принятая еще в 1787 г.) закрепляет свое верховенство, а также верховенство федеральных законов над конституциями и законами штатов, определяет полномочия только федерации, а также «совпадающие» полномочия. Предметы ведения штатов, кроме запрещений, не закрепляются федеральным законодательством. В Германии же действует модель кооперативного федерализма. Основной закон Германии признает земли государствами в рамках федерализма. Земли обладают общей компетенцией, за исключением узкого круга вопросов, которые находятся исключительно в компетенции федерального управления. Главная сфера федерального уровня — координация и согласование.

Франция в результате многолетнего реформирования выстроила систему административно-территориального управления, в которой регионы (их 22), объединяющие департаменты (их 96), последовательно расширяют свои полномочия.

Испания в соответствии с Конституцией 1978 г. является не только парла­ментской монархией, но и многонациональным, многоязыковым государством. Территория страны состоит из 17 автономных сообществ, равных по статусу и обладающих широким кругом полномочий. Процесс передачи полномочий от центра автономиям еще не завершен, но предрешен специальным Пактом.

Отмечая различия государственного устройства европейских стран, необхо­димо выделить тенденцию сближения между федерациями, унитарными госу­дарствами, государствами автономий по уровню децентрализации управления. В значительной мере это происходит благодаря политике Европейского союза по усилению роли регионов.

Вертикаль исполнительной государственной власти («центр — регионы») организуется по-разному. В одних странах главы регионального управления выби­раются населением (губернаторы в США), в других — региональными парла­ментами (премьер-министры федеральных земель Германии как лидеры парла­ментского большинства), в третьих — назначаются центром (префекты французс­ких регионов, комиссары нидерландских провинций). Во всех странах в регионах действуют разного рода представительства центральной власти (федеральные службы), не подчиняющиеся региональным администрациям.

Большой объем функций по регулированию регионального развития приходится на муниципальное (местное) самоуправление. Органы местного самоуправления отвечают за функционирование инфраструктуры местного значения, обустройство территории, в той или иной степени — за школьное образование, здравоохранение и т.п. Здесь разнообразие организационных форм особенно значительно

Местное самоуправление напрямую связывается не только с государст­венной властью в регионах, но и с центральной властью. Примером могут служить общегосударственные программы подъема небольших кризисных и депрессивных территорий, предоставление финансовой помощи для прове­дения общенациональных мероприятий и т.п. Руководители органов местного самоуправления чаще всего избираются местным населением, однако есть исключения. Например, в Нидерландах руководители муниципалитетов — бургомистры — назначаются центральным правительством.

Особое место в территориальном устройстве стран занимают крупные регионы (наподобие экономических районов в России), которые объединяют адми­нистративно-территориальные единицы первого ранга, но, в отличие от них, не имеют полного состава органов регионально-государственного управления.

В указанных странах, так же как и в России, существуют противоречия между стратегическим значением макрорегионов (или правительственных регио­нов) и их ограниченным институционально-правовым статусом по сравнению со штатами, федеральными землями и т.п. Однако опыт Франции, где нынешние 22 региона трансформировались из прежних "планировочных регионов", свиде­тельствует о практической возможности перехода к более укрупненному адми­нистративно-территориальному делению на основе экономического райони­рования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: