Сущность государственного регулирования регионального развития. Место региональной экономической политики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА

Глава 8.

Резюме.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы последствия распада СССР для регионального развития экономики новой России?

2. Как повлияли рыночные реформы и либерализация внешнеэкономической деятельности на экономику различных регионов?

3. Каковы региональные особенности демографического процесса в России?

4. Какие существуют индикаторы уровня жизни в регионах?

5. Опишите возможные последствия территориальной экономической дезинтеграции.

6. Каковы внешние и внутренние факторы территориальной экономической дезинтеграции?

7. Каковы перспективы и альтернативы участия России в формировании и использовании мирового экономического пространства?

Литература: [ 4 (гл.5), 5 (гл.9,10) 11(гл 8,9), 13 ]

Ключевые вопросы:

1. Сущность государственного регулирования регионального развития.

2. Общие и особенные проблемы региональной экономики в зарубежных странах.

3. Институциональные и правовые основы регулирования регионального развития в зарубежных странах.

4. Инструменты экономического регулирования.

5. Региональное развитие и национальная региональная политика ЕС.

6. Зарубежный опыт и возможности его использования в российских условиях.

Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разру­шить целостность национальной экономики и общества. Поэтому забота о прост­ранственной организации хозяйства страны является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его самосохранения.

Характерные признаки государственного регулирования регионального развития можно найти в истории большинства стран. В СССР и странах социа­листической ориентации регулирование регионального развития являлось одной из важных подсистем государственного планирования и управления. Современные системы регулирования в странах рыночной экономики стали складываться в период мирового кризиса 1930-х гг. (особенно в США); они приобрели более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируются в последние десятилетия. Активизация деятельности государства в этой сфере отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей: полной занятости, улучшения качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильного экономического роста и др.

В осуществлении регионального регулирования участвуют в той или иной степени все государственные институты, поскольку их деятельность, так или иначе, привязывается к определенной территории. Однако решение региональных проблем далеко не всегда является для них основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития целесообразно выделять специализированную регионально ориентированную деятельность, называемую региональной политикой.

Имеется много определений понятия "региональная политика" и, в частности, понятия "региональная экономическая политика". Но принципиально мало различаются.

Алаев Э.Б. в своем известном понятийно-терминолигическом словаре, дает следующее определения "Региональная политика государства — сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространст­венном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой". Необходимыми составляющими региональной политики (при любых модификациях ее опреде­ления) являются четко сформулированные цели, объекты и субъекты, а также средства осуществления.

Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране, но в разных формах. Частые же споры о том, существует или нет региональная политика, объясняются тем, что осознанную и действенную региональную политику нередко трудно идентифицировать в разноаспектной и слабо скоординированной деятельности различных государственных институтов, оказывающих влияние на региональное развитие. Региональная политика может быть активной, институционально обособленной, оснащенной специализи­рованными инструментами и т.п., а может быть и малозаметной, слабо выделяющейся среди других направлений деятельности государства.

Цели региональной экономической поли­тики (РЭП) при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Экономические цели включают оживление производства в депрессивных регионах, создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства, повышение конкурентоспособности регионального производства, усиление межрегиональной экономической интеграции и т.д. Среди главных социальных целей РЭП — приоритетное увеличение занятости, доходов населения и улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах, расширение доступности общественных благ и т.д. Принцип социальной справедливости в региональном аспекте состоит в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. Реализация этого принципа (или идеи «территориальной солидарности») требует перераспределения финансовых ресурсов от более благополучных к менее благополучным (и тем более кризисным) регионам.

Стремления к экономической эффективности и социальной справед­ливости в территориальном развитии страны могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Принципы нахождения оптимального компромисса указанных целей рассматривались нами (теория и модели оптимума по Парето). Соотношения между основными целями, способы и возможности их согласования зависят от многих обстоятельств.

На стадии экономического подъема государство имеет больше финан­совых возможностей для справедливого межрегионального перераспределения средств. При сокращении же государственных доходов, например при умень­шении налоговых поступлений вследствие экономического спада, государство вынуждено, с одной стороны, стимулировать регионы, в которых имеются наибольшие предпосылки для возобновления экономического роста, а с другой стороны, ограничиваться социальной поддержкой только тех регионов, населе­ние которых находится в самом тяжелом положении. Естественно, что изменения политики межрегионального перераспределения могут вызывать неудовлет­ворение и сопротивление или «богатых» или «бедных» регионов. Например, власти и граждане западных земель Германии критикуют политику масштабной помощи новым восточным землям. Определенные коллизии между регионами-донорами и регионами-реципиентами наблюдаются во многих странах, осуществляющих активную региональную политику.

В идеологии региональной экономической политики важное место занимает представление, что главным ее объектом являются различного рода региональные (пространственные) неравенства — различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства и т.д. Из этого следует, что суть региональной политики — свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, препятст­вуют социально-экономическому развитию страны в целом. Поэтому, для того чтобы определить задачи РЭП и средства их решения, необходимо выявить основные неравенства и их причины.

В работах зарубежных регионалистов к числу наиболее распространенных причин региональных неравенств относятся:

•резкие различия природно-климатических условий жизни и предпри­нимательства в отдельных регионах страны;

•масштабы, качество и направления использования природных ресурсов, которые определяют «продуктивность» регионов. Этот фактор влияет не только на сельское хозяйство, рыболовство, добычу полезных ископаемых и лесное хозяйство, но и на условия экономической деятельности и жизни людей;

•периферийное или глубинное положение региона, вследствие чего повышаются транспортные расходы, растут производственные издержки и сужается рынок сбыта;

•устаревшая структура производства, запаздывание с введением инно­ваций;

•агломерационные преимущества (большое пересечение в регионе межотраслевых связей и развитая инфраструктура) и агломерационные недостатки (перенаселение);

•стадия технологического развития, выражающаяся в преобладании тех или иных видов производств и производственно-технологических укладов;

•демографические различия (структура населения, динамика воспроиз­водства, в том числе обусловленная этнорелигиозными особенностями);

•различия предпринимательского климата (налоговая система, степень административного контроля над фирмами и т.д.);

•политические и институциональные факторы (например, степень региональной автономии);

•социально-культурные факторы (степень урбанизации, образованность населения, наличие научных и культурных центров и др.).

Государственная региональная политика является многоуровневой. Ее субъектами выступают законодательные и исполнительные власти центра и регионов, органы местного самоуправления, а также различного рода межрегиональные ассоциации. Принципы, организация, методы, формы региональной экономической политики существенно различаются по странам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: