Доходы бюджетов

Экономические механизмы регулирования регионального развития. Федеральные программы регионального развития

Бюджетный федерализм в России. В настоящее время в Российской Федерации главным экономическим меха­низмом государственного регулирования территориального и регионального развития является бюджетная система. Так же как и в большинстве стран, она строится по принципам бюджетного федерализма и имеет три уровня: федеральный, региональный (субфедеральный) и местный (муниципальный). Бюджетная система включает также государственные вне­бюджетные фонды (федеральные и субфедеральные). Практически ежегодно происходят уточнения правил конструирования бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджеты принимаются и используются на основе законодательных актов: Бюджетного, Налогового кодексов Российской Федерации, Закона о федеральном бюджете на очередной год, актов законодательных органов субъек­тов федерации и органов местного самоуправления.

Преобладающую часть доходов федерального и субфедеральных бюджетов составляют налоги (примерно 80%). Наиболее значительные неналоговые доходы поступают от внешнеэкономической деятельности, от имущества, находящегося в государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, а также в виде доходов целевых бюджетных фондов и внешних займов. Налоговая система Российской Федерации объединяет три группы налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Действующий Налоговый кодекс предусматривает 28 видов налогов и сборов: 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных. Распределение федеральных налогов между бюджетными уровнями осу­ществляется по смешанной схеме.

В 2004 г. исключительно в федеральный бюджет поступали: налог на добавленную стоимость (НДС) на товары, производимые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, бензин автомо­бильный, дизельное топливо, легковые автомобили, спирт этиловый (за исключением пищевого); на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней; все акцизы на товары, ввозимые на территорию России; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности; платы за пользование водными биологическими ресурсами и ряд других менее значительных доходов, платежей, дивидендов (см. рис.9.1.).

Ряд федеральных налогов распределяется в определенных пропорциях между бюджетными уровнями. При этом доли распределения устанавливаются одинаковыми для всех регионов. Так, в федеральном бюджете на 2004 г. приняты следующие доли федерального бюджета и региональных бюджетов:

• налог на физических лиц — 1 и 99%;.

• акцизы на спирт этиловый (пищевой), водку, ликероводочные изделия и т.д. — по 50%;

• платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, объектами животного мира; платы за выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов; налоги на отдельные виды транспортных средств и т.д. — по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации, и т.д.

При распределении некоторых федеральных налогов (например, на прибыль) между бюджетными уровнями используется принцип присоединенных ставок. Так, ставка налога на прибыль, законодательно утвержденная в 2004 г., составляет 24%. При этом в федеральный бюджет зачисляется 7,5%, в региональный — 14,5% и в местный — 2%. Субъектам федерации дано право уменьшать свою фискальную часть, но не более чем на 4 п.п.

Федеральный и субфедеральные бюджеты делят между собой также средства целевых бюджетных фондов, среди которых наибольшее значение для регионального развития имели такие фонды, как дорожный; воспроизводства минерально-сырьевой базы; управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; восстановления и охраны водных объектов. С 2004 г. большинство фондов упразднено.

В бюджеты субъектов Российской Федерации, помимо указанных выше федеральных налогов и сборов (в определенных долях), поступают собствен­ные региональные налога и сборы: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. Кроме того, региональные бюджеты включают неналоговые доходы и доходы региональных бюджетных фондов, регулируемые законами субъектов федерации, а также средства от региональных займов (в том числе международных).

Доходы консолидированного бюджета в 2004 г. составили 35,5% ВВП, в том числе доходы федерального бюдже­та — 23,5%, доходы субфедеральных бюджетов — 12,2%. В структуре доходов федерального бюджета 65,5% приходится на три основных налога: на прибыль, НДС, акцизы. С точки зрения возможностей регулирования регионального развития следует обратить внимание на очень низкую долю подоходного налога с физических лиц и платежей за природные ресурсы.

В отличие от большинства государств граждане России лишь в минимальной степени являются плательщиками федерального бюджета. Из этого следует, что подоходный налог с физических лиц практически не участвует в сглаживании межрегиональной дифференциации доходов населения, не способствует межбюджетному выравниванию. Эта ситуация изменяется следующим образом: в 2001 г. в федеральный бюджет поступило 10% подоходного налога, в 2002 г. — 16%, в 2003 г.-15%.

В налоговой системе России практически отсутствуют прямые рентные платежи за использование природных ресурсов. Преобладающая часть созда­ваемого рентного дохода изымается косвенным образом: через акцизы, налог на прибыль, экспортные таможенные пошлины. Доля прямых платежей за использование природных ресурсов в доходах федерального бюджета на 2003 г. составляет всего 3,1%.

  НАЛОГИ И СБОРЫ в РФ  
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды сырья
  3. Налог на прибыль (доход) организаций
  4. Налог на доходы от капитала
  5. Налог на доходы с физических лиц
  6. Единый социальный налог
  7. Государственная пошлина
  8. Таможенная пошлина и таможенные сборы
  9. Налога на пользование недрами
  10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
  12. Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  13. Лесной налог
  14. Водный налог
  15. Экологический налог
  16. Федеральные лицензионные сборы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на недвижимость
  3. Дорожный налог
  4. Транспортный налог
  5. Налог на игорный бизнес
  6. Региональные лицензионные сборы
МЕСТНЫЕ
  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество с физических лиц
  3. Налог на рекламу
  4. Налог на наследование или дарение
  5. Местные лицензионные сборы
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: