Правовые основы региональной экономической политики

На федеральном уровне исполнительной власти задачи РЭП осуществляет значительное число министерств и ведомств. Только в 1998—1999 гг. функ­ционировало профильное Министерство региональной политики; по составу полномочий оно являлось в большей степени не головным, а координирующим органом. До указанного периода профильное министерство отвечало также за национальную политику и развитие федеративных отношений. В мае 1999г. Министерство региональной политики было преобразовано; вместо него действует Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики. Важные задачи РЭП (по своим направлениям) выполняют Мини­стерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Ми­нистерство имущественных отношений, Министерство природных ресурсов, Министерство труда и социального развития, Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. В аппарате Прави­тельства Российской Федерации действует специальный департамент, занимаю­щийся вопросами регионов. Большинство указанных и других федеральных органов имеют в регионах свои представительства, обеспечивающие реализацию федеральной политики.

Каждый такой орган связан по вертикали со своим "центром" для их гори­зонтального взаимодействия (на территории) до сих пор не существовало органи­зационных структур.

В высшем законодательном органе страны — Федеральном Собрании обе палаты (Совет Федерации и Государственная Дума) имеют специальные комитеты, отвечающие за законотворчество по РЭП. Это Комитеты по делам федерации и по региональной политике. Кроме того, в Совете Федерации есть Комитет по делам Севера, а в Государственной Думе — Комитет по Северу и Дальнему Востоку. Совет Федерации включает по одному представителю испол­нительной и законодательной власти от каждого субъекта Российской Федерации (до 2000г. это были главы органов исполнительной и законодательной власти).

Новой для России организационной формой регулирования региональ­ного развития являются ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Они стали образовываться на добровольной основе с 1990 г. Сейчас существует восемь межрегиональных ассоциаций, покрывающих всю территорию России. География ассоциаций близка к сетке крупных экономи­ческих районов.

Основная деятельность указанных ассоциаций ведется по двум линиям:

координация усилий региональных властей по социально-экономической стабилизации и развитию макрорегиона; попытки осуществлять интеграционную политику в масштабах данного макрорегиона; 2) диалог с федеральными властями на коллективной основе по широкому кругу вопросов; оказание влияния на Правительство при решении вопросов об экономических правах территорий, о выделении ресурсов для регионального развития и т.д. Первоначальные опасения, что межрегиональные ассоциации могут стать плацдармами регионального сепаратизма и даже приведут к образованию независимых республик (Дальневосточной, Сибирской и др.), практически рассеялись. Но очевидно и другое: интеграционный потенциал межрегиональных ассоциаций накапливается и используется чересчур медленно.

В декабре 1999 г. вступил в действие Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимо­действия субъектов Российской Федерации". Статус ассоциации опреде­ляется как "некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации". В Законе подробно излагаются принципы деятельности ассоциации (особо следует выделить: "содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства Российской Федерации"), основ­ные цели и задачи (перечисляется 17), характер взаимодействия ассоциации с федеральными и региональными органами государственной власти, орга­нами местного самоуправления.

Кроме восьми указанных межрегиональных ассоциаций, образованы также Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия регионов Севера, Ассоциация автономных округов, Союз городов и др. Их деятельность более специализирована.

С целью координации деятельности по государственному регулированию регионального развития в 1990-х гг. образовывались правительственные комиссии во главе с вице-премьером Правительства Российской Федерации, в состав которых включались представители федеральных министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы, руководители ассоциаций экономического взаимодействия, ученые. Председатели и состав этих комиссий неоднократно менялись, но в периоды между реорганизациями ни одна комиссия не смогла провести ни одного рабочего заседания.

В институциональной структуре государственной региональной политики пока слабо выражена проектно-экспертная часть. Отсутствуют поддер­живаемые государством специализированные агентства и консультационные организации наподобие ДАТАР и СИАДТ во Франции, Агентства по строи­тельству и пространственному планированию и Консультативного комитета по пространственной организации в Германии, Национальной ассоциации региональных советов в США. Деятельность многочисленных научных и проектных организаций в России в настоящее время не объединяется общей программой научного обеспечения РЭП. Консолидация институциональной структуры РЭП является важным условием повышения ее эффективности.

Средства реализации РЭП в Российской Федерации совпадают с теми, кото­рые в той или иной мере применяются в других странах. Это разнообразные прямые и косвенные; административные, правовые и экономические регуляторы (инструменты), применяемые на макро- и микроуровнях. Однако комбинации этих средств, интенсивности и формы их применения в России, разумеется, не могут быть простым подобием практики отдельных стран.

Анализ средств реализации РЭП в современной России проводится в следующей последовательности:

1. Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития;

2. Прямое государственное участие в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах;

3. Размещение государственных заказов (закупок);

4. Организационная, правовая, информационная поддержка регионов в тех областях деятельности, где компетенция и возможности региональных властей недостаточны или ограничены;

5. Применение экономических механизмов и регуляторов;

6. Федеральные программы регионального развития;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: