Условия возникновения. Основные идеи и задачи школы.
Это 2 по времени возникновения и 2 по значимости в менеджменте и теории организации (они не разделены) школа. Время существования: начало 30 до конца 60. период расцвета: 40 – 50 годы 20 века. Основные представители: Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер, М. П. Фоллет (1868-1933), Курт Левин. Основная идея школы: гуманистическое направление, опирающиеся на психологию, которая основное внимание обращает на человека. Критикуют классическую школу и обращают внимание на:
· живых людей, в отличие от классической школы, которая обращает внимание на безличную структуру.
· малые группы
· изменяют представление о природе мотивации
· способности человека и на боле полное их использование.
Время существования школы – период перед II мировой войной и ее время. В з странах победил тоталитарный режим – германия, Италия, СССР. Со стороны США казалось, что:
1. наступил классовый мир
2. резко увеличилась производительность труда.
В тоже время в США стала устаревать модель Тейлора, так как деньги перестали быть эффективным средством мотивации. В связи с этим возникает альтернативная модель, перед которой стоят 2 задачи:
· повысить производительность труда.
· Достичь социальной гармонии.
Мэйо (1880-1949) родился в Австралии, по специальности врач-психотерапевт, то есть изучал этику, логику, медицину. В начале 30 гг. переехал в США, работал консультантом у Рокфеллера, читал лекции в Гарварде, в конце консультировал правительство Великобритании по вопросам промышленности. Основные работы:
1. проблема человека в индивидуальном обществе – 1933 г.
2. социальные проблемы индивидуального общества – 1945 г.
Важно:
· 24 – 40 г. длился филадельфийский эксперимент
· фирма – Вестерн Электрикс, 30 000 человек, ручной монотонный женский труд.
· Борьба между электрическим и газовым типом освещения
· Работал Ротлисбергер.
В рамках эксперимента для объяснения получаемых результатов был приглашен Э. Мэйо. он сделал следующее:
1. ввел постоянные опросы всех работников предприятия. Он использовал открытие вопросы, то есть он задавал вопрос и фиксирует полный ответ. Следующий вопрос мог зависеть от ответа на предыдущий вопрос. Минус: высокие издержки. Плюс: создана атмосфера доверия.
2. ввел несколько контрольных групп и метод включенного наблюдения.
3. выделил несколько экспериментальных групп.
Если мы создадим хорошие условия труда, то производительность увеличиться:
· Он сократил рабочий день с 10 часов до 8.
· Ввел гибкий рабочий график (относительно времени обеда).
· Ввел бесплатные завтраки
· Ввел медицинские осмотры.
· Устранил 8 менеджеров по Тейлору и ввел фигуру бригадира, который советуется с группой по вопросу принятия нового сотрудника
· Ввел коллективные формы оплаты труда
Вывод: в обоих случаях группа превратилась в коллектив и у него появились свои признаки:
1. появились свои признанные неформальные лидеры, то есть члены группы, мнение которых обязательно учитывается всеми.
2. появилась коллективная культура. То есть нормы и стандарты поведения обязательные для всех. Мэйо считает, что эти неформальные нормы и стандарты более эффективные формальные нормы и стандарты по Веберу.
3. появились свои ценности и философия у каждой группы.
Вывод: неформальные организации регулируют то, что происходит в формальных, поэтому нужно уходить от управления формальных организаций к управлению неформальных. Система управления предприятий США никуда не годится. Это происходит так, потому что в обществе разрушены 2 главных социальных института: церковь и семья. Необходимо отказаться от идеи: «государство и профсоюзы должны заботиться о человеке». Функцию заботы о человеке должно взять на себя предприятие, то есть это гуманистическая модель организации или модель организации как общины. Это значит, что организация – центр удовлетворения всех потребностей человека (СССР, Япония).