Гуманистическая модель организации Э. Мэйо

Условия возникновения. Основные идеи и задачи школы.

Школа человеческих отношений.

Это 2 по времени возникновения и 2 по значимости в менеджменте и теории организации (они не разделены) школа. Время существования: начало 30 до конца 60. период расцвета: 40 – 50 годы 20 века. Основные представители: Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер, М. П. Фоллет (1868-1933), Курт Левин. Основная идея школы: гуманистическое направление, опирающиеся на психологию, которая основное внимание обращает на человека. Критикуют классическую школу и обращают внимание на:

· живых людей, в отличие от классической школы, которая обращает внимание на безличную структуру.

· малые группы

· неформальное лидерство

· изменяют представление о природе мотивации

· способности человека и на боле полное их использование.

Время существования школы – период перед II мировой войной и ее время. В з странах победил тоталитарный режим – германия, Италия, СССР. Со стороны США казалось, что:

1. наступил классовый мир

2. резко увеличилась производительность труда.

В тоже время в США стала устаревать модель Тейлора, так как деньги перестали быть эффективным средством мотивации. В связи с этим возникает альтернативная модель, перед которой стоят 2 задачи:

· повысить производительность труда.

· Достичь социальной гармонии.

Мэйо (1880-1949) родился в Австралии, по специальности врач-психотерапевт, то есть изучал этику, логику, медицину. В начале 30 гг. переехал в США, работал консультантом у Рокфеллера, читал лекции в Гарварде, в конце консультировал правительство Великобритании по вопросам промышленности. Основные работы:

1. проблема человека в индивидуальном обществе – 1933 г.

2. социальные проблемы индивидуального общества – 1945 г.

Важно:

· 24 – 40 г. длился филадельфийский эксперимент

· фирма – Вестерн Электрикс, 30 000 человек, ручной монотонный женский труд.

· Борьба между электрическим и газовым типом освещения

· Работал Ротлисбергер.

В рамках эксперимента для объяснения получаемых результатов был приглашен Э. Мэйо. он сделал следующее:

1. ввел постоянные опросы всех работников предприятия. Он использовал открытие вопросы, то есть он задавал вопрос и фиксирует полный ответ. Следующий вопрос мог зависеть от ответа на предыдущий вопрос. Минус: высокие издержки. Плюс: создана атмосфера доверия.

2. ввел несколько контрольных групп и метод включенного наблюдения.

3. выделил несколько экспериментальных групп.

Если мы создадим хорошие условия труда, то производительность увеличиться:

· Он сократил рабочий день с 10 часов до 8.

· Ввел гибкий рабочий график (относительно времени обеда).

· Ввел бесплатные завтраки

· Ввел медицинские осмотры.

· Устранил 8 менеджеров по Тейлору и ввел фигуру бригадира, который советуется с группой по вопросу принятия нового сотрудника

· Ввел коллективные формы оплаты труда

Вывод: в обоих случаях группа превратилась в коллектив и у него появились свои признаки:

1. появились свои признанные неформальные лидеры, то есть члены группы, мнение которых обязательно учитывается всеми.

2. появилась коллективная культура. То есть нормы и стандарты поведения обязательные для всех. Мэйо считает, что эти неформальные нормы и стандарты более эффективные формальные нормы и стандарты по Веберу.

3. появились свои ценности и философия у каждой группы.

Вывод: неформальные организации регулируют то, что происходит в формальных, поэтому нужно уходить от управления формальных организаций к управлению неформальных. Система управления предприятий США никуда не годится. Это происходит так, потому что в обществе разрушены 2 главных социальных института: церковь и семья. Необходимо отказаться от идеи: «государство и профсоюзы должны заботиться о человеке». Функцию заботы о человеке должно взять на себя предприятие, то есть это гуманистическая модель организации или модель организации как общины. Это значит, что организация – центр удовлетворения всех потребностей человека (СССР, Япония).





Подборка статей по вашей теме: