Основные черты и задачи школы. Принципы системного подхода

Школа социальных систем.

Принципы управления организацией Ротлисбергера.

Природа организации.

Взгляды на природу человека.

Человек это социальное существо (животное), которое может быть свободно и счастливо только растворившись в группе. Человек обладает большими способностями. Труд может приносить ему удовольствие, но он должен быть интересным и содержательным. Средний человек стремится к ответственности и это необходимо использовать. Деньги не единственный и не главный фактор мотивации.

Мэйо сказал, что организация состоит из подсистем:

1. Формальная организация – термин ввел Мэйо – эта подсистема создана усилиями и в интересах предпринимателя с целью получения прибыли.

2. Неформальная организация работает в интересах малой группы. Эти интересы могут и не совпадать с интересами предпринимателя. Задачи:

· Обеспечить потребность работников в общении.

· Защитить работников от произвола предпринимателя.

Мэйо был против научно-технического прогресса, так как в его время НТП представлял собой переход на полуавтоматические станки, следовательно, снижались требования к квалификации сотрудников. Необходимо бороться с разделением труда. Основная задача: трансформировать формальную организацию в неформальную, но к сожалению он не успеет это сделать.

Ротлисбергер (1898 - 1974) являлся учеником Мэйо, они вместе участвовали в филадельфийском эксперименте. Он развивает идей Мэйо, в частности те, которые касаются формальной и неформальной организации. он говорит, что в любой организации формальная организация дополняется неформальной и ее нельзя оценивать в терминах: плюс и минус, хорошо и плохо. Неформальная организация является обязательной частью. Предложил принципы руководства организацией:

· Знание формальной и неформальной структуры организации.

· Разработка общего для структуры языка общения

· Развитие системы коммуникаций так, чтобы учитывать мнение различных сторон

· Разработка мер по поощрению технических нововведений на предприятии.

· Учет стремления рабочего к ответственности

· Учет эмоциональной стороны человеческой натуры.

Он критикует принципы иерархии: иерархия, в терминах Вебера, подавляет человека формальными приказами. Человек стремится вырваться и нарушает эти правила. Тогда организация придумывает следующие правила и так далее. То есть нарушение правил порождает еще большее количество правил, чтобы справиться с нарушениями.

Школа социальных систем – з крупная школа в ТО и менеджменте, она возникла в США. Период существования: начало 50 гг. – конец 60 гг. 20 века. Период расцвета: конец 50 гг. – начало 60 гг. видно, что школы в ТО и менеджменте занимают все меньше и меньше времени. В период расцвета авторитет школы неоспорим. Это последняя школа в ТО, которая может быть охарактеризована как нормативистская, то есть они думали, что создадут единственную правильную ТО.

Представители: Ч. Бернард, Саймон (нобелевская премия за концепцию принятия решений). Представитель в СССР: Гвишиани, Лапин, Пригожин. Существование школы в СССР несколько отодвинуто к нашим дням: конец 60 гг. – начало 70 гг.

Задачи школы.

Ставили 1 задачу: совместить взгляды предыдущих школ на базе новых появившихся направлений. А появились к тому времени:

· Крупные социальные теории, например, теория обмена – идея о том, что социальные взаимоотношения основаны на взаимной выгоде

· Новые направления в психологии, а именно бихевиоризм – он направлен изучать не психику человека, а видимое поведение людей. Гельштальт психология – целое больше чем сумма частных (2 изображения на 1 картинке). Целое определяет частное. Фрейдизм – изучение бессознательного, из которого ТО заимствует то понятие, что далеко не все в организации происходит сознательно.

Проблематика школы.

Проблематика школы все та же плюс понятие системы, а значит они изучают такие понятия как:

1. целостность системы

2. равновесие системы

3. взаимодействие системы с внешней средой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: