Принципы системного подхода.
Системный подход это, с точки зрения на организацию, полагается на 3 основных принципа:
· Организация рассматривается как комплексная система, с рядом частных подсистем (например, человек, формальная и неформальная организация, внешнее и внутреннее окружение).
· Синергетический эффект – целое больше его частей. Каждый отдельный отдел не может достичь самостоятельно цели организации, а все вместе могут.
· Взаимосвязь всех элементов системы, то есть при изменении 1 элемента изменяются все остальные.
Он родился в США, учился в Гарварде 3 года, но не закончил. Однако, 7 университетов признали его своим почетным доктором. В отличие от Вебера, он сочетал теоретические исследования и активную административную работу. Был лично знаком с Мэйо и рядом крупных социологов (Парсонс). Основные книги:
1. Функция администратора – 1938 г.
2. организация и управление - 1948 г.
претендует на создание единой функциональной ТО, задача: создать единую функциональную ТО. Это можно сделать на основе нескольких наук (комплексный подход):
|
|
· философия
· политология
· социология
· психология
· экономика.
Организация – это система сознательной координации деятельности 2 или более лиц.
Он особое внимание уделял понятию координации, так как именно координация создает организацию. Приводит к синергетическому эффекту, то есть позволяет отделам создавать что-то общее, и является основным показателем эффективности (Крайслер – 35 вице-президентов).
Социальная функция организации – обеспечивать ее выживание (еще одна). В эту функцию входят:
1. обеспечение равновесия с внешней средой
2. обеспечение связей внутри организации
3. обеспечение соответственным законам страны, где находится организация.
Типология организаций по Барнарду.
Размер, масштаб: в этом случае организации делятся на
· Общие или социальные – много функций и большой охват, количество их ограничено (государство, церковь и так далее).
· Специализированные или локальные – 1 основная функция, меньший охват (завод, больница).
Жесткость структуры управления: в этом случае организации делятся на
1.Скалярные организации – наличие конечного продукта, жесткая иерархия. Руководства имеет средства для подавления конфликтов.
2.Латеральные – нет жестокой иерархии и конечного продукта. Руководство не имеет средств для подавления конфликта.
Любая социальная организация состоит из:
1.формальная подсистема или организация,, которая представляет интересы владельцев. Целевая искусственная система с жесткой структурой. Эта система сознательной координации деятельности. без нее невозможно производство, ее основная функция – продуктивная.
|
|
2.неформальная подсистема, которая представляет собой интересы малой группы. Система бессознательной координации поведения деятельности и в ней отсутствует структура. Функции неформальной организации:
a. компенсация недостатков формальной системы коммуникаций (распространение слухов).
b. Выполняет функцию интеграции – это скрепляет организаций, связывает отделы.
c. Сохранение личной целостности – организация своих членов поддерживает и охраняет. То есть поддерживает чувство самоуважения.
Как соотносится формальная и неформальная организаций?
Формальная организация образуется неформальной организацией, и только те нормы, которые приняты в неформальной организации будут работать в формальной.
Ч. Барнард о мотивации.
Критикует модель экономического человека. Он сказал: понять поведение человека можно, когда окажешься от этой модели. Человеку в организации свойственно 4 вида побуждений:
1. материальное побуждение – деньги
2. личные нематериальные возможности для отличия или престижа – например, степень кандидата наук
3. желаемые физические условия работы
4. гордость мастерством, чувство соответствия, лояльность к организации
материальное вознаграждение имеет значение только до определенного предела, потом играют роль другие факторы. То есть даже если будем платить больше человеку, то лучше он работать все равно не будет.