Лекция 1
Товароведение, экспертиза и стандартизация
Теоретические основы товароведения
Товароведение – это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, факторы, формирование и сохраняющие качество, закономерности формирования ассортимента и его структуру.
Объект товароведения – товар, продукт труда, предназначенный для купли-продажи.
Свойства товара:
- потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека, т.е. полезность; проявляется в процессе потребления или эксплуатации;
- стоимость – овеществленный в товарах общественный труд производителей.
В процессе обмена стоимость проявляется как меновая стоимость.
Предметом товара является потребительная стоимость товаров.
Потребительная стоимость может быть индивидуальной и общественной; мерой потребительной стоимости является качество.
Затребованная стоимость характеризует полезность вещи вообще, а качество характеризует способность удовлетворить определенные потребности.
|
|
Цель товара – изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих его потребительскую стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения:
1) определение основных характеристик, составляющих потребительскую стоимость;
2) систематизация множества товаров путем эффективного применения методов классификации и кодирования;
3) изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики организации;
4) управление ассортиментом организации;
5) определение номенклатуры, потребительских свойств и показателей качества продукции;
6) оценка качества товаров, в том числе новых и импортных;
7) выявление градации качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению возникновения;
8) обеспечение качества и количества товаров на разных этапах товародвижения, установление видов потерь товаров;
9) информационное обеспечение товародвижения от изготовителя к производителю;
10) товароведная характеристика конкретных товаров.
Потребности человека объективны и обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Потребление человека связано с поисковым поведением.
Общая, не конкретизированная потребность в изначальном варианте проявляется вначале не виде потребности в материальном благе, а в условиях, обеспечивающих жизнедеятельность человека и, стимулирует поиск способов и предметов ее удовлетворения.
В процессе этого поиска абстрактная потребность трансформируется сначала в общефункциональную, а затем в конкретную, следовательно, любое материальное благо есть конкретизированная и опредмеченная потребность.