Ассортиментная политика – это цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Основные направления формирования ассортимента:
- сокращение;
- расширение;
- стабилизация;
- совершенствование;
- гармонизация.
Они взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов:
- общие – спрос и рентабельность;
- специфические факторы формирования ассортимента – сырьевая материально-техническая база производства, достижение научно-технического прогресса; специфическими факторами развития торгового ассортимента являются специализация торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования спроса, а также материально-техническая база торговой организации.
Качество товаров
- факторы, влияющие на качество товаров;
- номенклатура потребительских свойств и показателей качества;
- методы определения показателей качества;
- уровень качества товаров.
Факторы, влияющие на качество продукции делятся на факторы, формирующие качество и факторы, сохраняющие качество.
|
|
Формирующие качество – проектирование и разработка продукции, сырье, конструкция, технология производства, состояние нормативной документации.
При проектировании и разработке продукции определяются требования количественных и качественных характеристик. Эти требования устанавливаются на основе маркетинговых исследований рынка, конечным результатом которых является определение запросов потребителей к уровню качества к наиболее приемлемым количественным характеристикам и от того, насколько правильно выявлены и отражены характеристики зависит результат, сбыт и реализация товара. Этот фактор является определяющим для всех остальных формирующих факторов.
Сырье – различные вещества, используемые для производства товаров.
От природы, состава, качества сырья во многом зависит качество готовой продукции. Измеряя этим состав сырья можно получить изделие с необходимыми свойствами.
Факторы, влияющие на сохранение качества:
- влажность;
- свет;
- состав воздуха;
- механические факторы;
- биологические.
В результате этих воздействий происходят различные изменения.
Показатели качества:
- в зависимости от количества характеризующих свойств: единичные – одно свойство продукции; комплексные – выражают несколько единичных свойств товаров.
- в зависимости от назначения: базовые – принимаются за основу при сравнительной оценке; определяющие – имеют решающее значение при оценке качества продукции.
Степень важности каждого из свойств оценивается коэффициентом весомости. Сумма коэффициентов весомости всех свойств товаров является величиной постоянной: u = 1, = 10, = 100.
|
|
Номенклатура потребительских свойств представляет собой совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.
Показатели назначения – это способность удовлетворять физические и потребности систематизации, различают:
1) функционального назначени я;
2) социального назначения – удовлетворяющие общественные потребности;
3) свойства или показатели квалификационного назначения;
4) универсального назначения;
5) надежности:
- долговечность;
- безотказность – способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация;
- ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, а в первую очередь функциональное назначение после устранения выявленных дефектов;
- сохраняемость – способность товаров поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течении определенного времени и при определенных условиях.
6) эргономичность – способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полное удовлетворение потребности в соответствии с антропометрическими параметрами, психологическими и психофизиологическими характеристиками потребителя.
Антропометрические свойства – это способность товаров при потреблении или эксплуатации, в наибольшей степени соответствовать измеряемым требованиям потребителей.
Психологические свойства – это способность товаров обеспечить при потреблении душевную комфортность.
Психофизические свойства – это способность товаров обеспечить соответствие психологическим и физическим возможностям потребителя.
7) эстетические свойства – способность товаров вызывать в чувственно воспринимаемых признаках формы общественной ценности и удовлетворить эстетические потребности человека; показатели:
- внешний вид товара;
- его целостность;
- дизайн;
- мода;
- стиль;
- информационная выразительность;
- совершенство производственного исполнения.
8) безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба для человека ограничен допустимым уровнем; виды:
- химическая;
- радиационная;
- механическая;
- санитарно-гигиеническая;
- противопожарная;
- электрическая;
- магнитная и др.
Определение показателей качества:
1) объективные – измерительные, расчетные, регистрационные; преимущество измерительного метода – объективность, повторяемость, сопоставимость и воспроизводимость результата, выражающие результаты в общепринятых единицах; недостатки измерительного метода – высокая стоимость, длительность процесса, потребность в квалифицированном персонале.
2) эвристические методы:
- органолептические – с помощью органов чувств человека; преимущество – простота, доступность, дешевизна; недостатки – субъективность оценки, отсутствие сопоставимых результатов, невозможность установить природу вещества.