Личные потребности классифицируются:
- по признакам: природа происхождения, целевое назначение, по степени настоятельности, по степени количественной и качественной определенности и др.;
- по природе происхождения: физические, интеллектуальные, социальные;
Для удовлетворения каждой потребности создаются свои предметы потребления, но любое материальное благо несет отпечатки всех трех названных потребностей, но с разной степенью значимости, поэтому они характеризуются групповыми потребительскими показателями во всех разработанных номенклатурах потребительских свойств и показателей качества.
- по степени настоятельности: первичные, вторичные, третичные и т.д. Или на: повседневные, комфортные, перспективные.
Значимость удовлетворения каждой последующей по иерархической лестницы потребности зависят от степени удовлетворения предыдущей.
- по степени количественной и качественной определенности: абсолютные – безграничны, не регулируются ни уровнем платежеспособности потребителя, ни уровнем производственных сил; действительные – сформировались в рамках сложившегося уровня производительных сил и достигнутых масштабах производства; платежеспособные – потребности, обеспеченные денежным эквивалентом.
Они отражают потребность населения в конкретных количествах товара определенного потребительского назначения и качества.
Все товары, выпускаемые промышленностью должны соответствовать требованиям – особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы его можно было использовать по назначению при определенных условиях в течении определенного времени.
В зависимости от того, какую потребность удовлетворяют товары, их классифицируют на:
- социальные – соответствие изделия различным группам населения, отдельным людям или потребностям общества в целом.
- функциональные – характеризуют приспособленность изделий выполнению основных функций.
- эргономические – требование соответствия конструкции изделия особенностям организма человека с целью удобства его использования в быту или на производстве; соответствие психологическим, физиологическим особенностям человека.
- надежности – характеризуют способность изделия выполнять заданные функции в течении определенного времени.
- эстетические требования – к форме, конструкции, внешнему оформлению и др. особенностям; они выявляют общественную ценность, полезность, рациональность, функциональную целесообразность изделий, соответствие вкусам населения, моде.
- экологические – предусматривают охрану окружающей среды от вредных веществ при производстве, транспортировании, хранении, эксплуатации изделия.
- требования безопасности – характеризуют безвредность изделий для здоровья и жизни человека.
- требования совместимости – пригодность продукции к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использования при заданных условиях для выполнения установленных требований.
- требования взаимозаменяемости – пригодность одного изделия для использования вместо другого в целях выполнения одних и тех же требований (упаковка).
Свойство продукции – объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Требования:
- текущие и перспективные
- общие и специфические (определяются преимущественно условиями их использования).