Маркировка товаров

Средства информации о товарах

Требования к информации

- достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие субъективизма в представлении сведений и дезинформации;

- доступност ь – связана с открытостью сведений о товарах, для всех пользователей (языковая и т.д.); сюда относится востребованность – продавец должен предъявлять информацию о товаре покупателю; понятность;

- достаточность – рациональная информационная насыщенность.

В зависимости от назначения средства товарной информации подразделяют на группы, а в зависимости от носителей информации на подгруппы.

Группы товарной информации:

- информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных носителях: нормативные документы (стандарты, технические документы, общероссийские классификаторы технико-экономической информации), товарные документы (товаросопроводительные документы, эксплуатационные документы, проектные, конструкторские документы и др.);

- специальная литература (словари);

- реклама (буклеты, каталоги, листовки, рекламные щиты);

- маркировка.

Маркировка – текстовое условное обозначение или рисунки, нанесенные на товар или упаковку, а также другие средства, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведение информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

Идентификация товаров – установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.

В зависимости от места нанесения различают маркировку:

  • производственная, носители: этикетки, кальеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы;
  • торговая.

Этикетки – наносятся типографским способом на товар или упаковку. Они могут быть самостоятельными носителями информации, прикладываемые или приклеенные к товару. Отличаются значительной информационной емкостью, кроме текста они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее обширны по количеству характеризуемых признаков.

Кальеретки – этикетки особой формы, наклеены на горлышко бутылки. Не несут большой информационной нагрузки, а выполняют в основном назначение эстетического оформления бутылок. Они применяются вместе с основной этикеткой на бутылках и самостоятельного значения не имеют. На них могут быть указаны наименования напитка, производитель, год изготовления, шифрованные знаки. Иногда информация может отсутствовать.

Вкладыши – разновидность этикеток, предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе. Наиболее часто применяются для кондитерских изделий (конфеты), а также для парфюмерно-косметических, лекарственных, бытовых средств.

Ярлыки и бирки – носители маркировки, прикладываемые или подвешенные к товару. Для них характерна меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информированностью. Бирки могут указывать только наименование или фабричную марку или только название фирмы-изготовителя. Ярлыки содержат наименование товара, фирмы изготовителя, ее адрес, сорт, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так на ярлыках, подвешенных к одежде указывается артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска.

Контрольные ленты – носители краткой дублирующей информации, расположенной на ленте небольшого размера и предназначенная для контроля сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Отличительная особенность – преобладание цифровой или символической информации (артикул изделия, номер модели, размер, сорт).

Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетку, наносимые с помощью специальных приспособлений установленной формы.

  • в зависимости от места нанесения: производственные, торговые;
  • от назначения: ветеринарные, товароведные, карантинные:
  • от формы: овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные;

Способы осуществления: нанесение несмываемой краской, выжигание, выдавливание с помощью штампов, вдавливание цифр, букв.

Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, упаковка.

Торговая маркировка предназначена для предоставления сведений о продавце и в меньшей степени информации о товаре.

Благодаря идентифицирующей информации отдельные носители ТМ служа основанием для предъявления претензий к продавцу в случае обнаружения дефектов товара.

Товарный чек:

- наименование продавца;

- его товарный знак;

- наименование товара;

- его размерные характеристики;

- дата реализации;

- цена.

Кассовый чек:

- наименование продавца;

- номер кассового аппарата;

- дата реализации;

- стоимость покупки.

Товарный ценник – наименование товара и его изготовителя:

- сорт;

- срок годности;

- цена товара за единицу измерения.

Кассовый чек и товарный ценник – обязательные для всех товаров и организаций.

Товарный чек – преимущественно для непродовольственных товаров.

Счета – выписываются при покупке крупногабаритных товаров, доставляемых покупателю на дом. В этом случае они выполняют функции товарной маркировки и товаросопроводительных документов. Счета не являются обязательным документом, они служат основанием подтверждения оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара.

Счета, выдаваемые ресторанами и т.д. выполняют функции товарных или кассовых чеков и служат обоснованием стоимости услуг, предоставляемых посетителям.

Меню заменяют ценники и вывешиваются при входе в предприятие питания, а также около раздаточных или расчетных узлов.

Услуги по производственной и торговой маркировке товаров потребителем дополнительно не оплачиваются, так как включаются в издержки обращения или производства.

Основные элементы маркировки:

1) текст (удельный вес от 50 до 100?), он более предпочтителен;

2) рисунок (не всегда присутствует, но удельный вес его может быть до 50%);

3) информационные знаки – идентификация характеристик товара, до 30%.

Условные обозначения позволяют выделить товар из массы аналогичных, идентифицировать товар:

- компонентные знаки (пищевые добавки);

- размерные знаки – конкретные физические величины (масса, объем);

- эксплуатационные – для информирования потребителя о правилах эксплуатации, монтаже, наладке; перечень знаков утвержден на международном уровне, наибольшее распространение – текстильные изделия;

- манипуляционные знаки – для информации о способах обращения с товарами, грузами;

- предупредительные знаки – для обеспечения безопасности потребителя товаров и сохранение окружающей среды при перевозке, хранении, использовании товаров;

- экологические знаки – для информирования потребителей об экологически безопасных способах их применения, эксплуатации или реализации.

Товарные знаки предприятия

- формируют лицо фирмы, ее узнаваемость на рынке, являясь одним из элементов рыночной символики товара.

В зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, делятся на: фирменные, ассортиментные, коллективные, индивидуальные.

Основные типы обозначения этих знаков:

  1. фирменное имя (слово, буква, которые соотносятся с выпуском продукции);
  2. фирменный знак (символ, рисунок, обозначение, цвет или сочетание цветов, которые позволяют опознать товар данной фирмы среди ему подобных);
  3. торговый знак – персонифицированная товарная марка; в отличие от других ТЗ обладает юридической силой, защищенной в межнациональном реестре, обозначается; если ТЗ является собственностью фирмы - ©; ТЗ имеет исключительное право владельца на его использование и т.д. и запрещает незаконное применение.

По степени значимости:

- обыкновенные фирменные знаки разрабатываются либо владельцем, либо по поручению владельца дизайнером и регистрируются в установленном порядке. Но в законах не предусматривается их обязательная регистрация, которая дает исключительное право владельцу на пользование ТЗ.

- престижные фирменные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством: значительные заслуги в экспорте товаров и услуг (медали, которые получают товары на выставках); регистрации не подлежат.

Ассортиментные ТЗ – предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые – по видам товаров, марочные – по торговой марке или наименованию.

«СТС» - гранулированный чай.

«Д» - практически пыль.

«F» - мелкий чай.

«Р» - чай пеко, самый лучший.

«ВР» - чай резанный.

«ВОР» - резанный, но могут быть лист и почки.

На маркировке необходимо указывать наименования мест происхождения товаров. Это название страны, населенного пункта и т.д., используемое для обозначения товаров, особые свойства которых главным образом определяются природными условиями или людскими факторами одновременно. Должны быть зарегистрированы и только тогда он будет охраняться.

Знак соответствия – защищенный в установленном порядке знак, применяемый и выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует стандарту или иному нормативному документу.

Знак соответствия РФ: знак «РОСТЕСТ»

DIN – Германия

CEN – Европейский знак соответствия

Информацию допускается располагать в одном или нескольких удобных для прочтения местах. Изготовитель, продавец, упаковщик должны располагать информацию для потребителей всегда в одном и том же месте единицы упаковки товара, тары. При небольших размерах единиц тары и упаковки, на которых технически сложно поместить текст, а также на сувенирных, подарочных изделиях допускается размещать информацию на листе-вкладыше.

Информация может быть нанесена любым способом, но должна быть четкой и легко читаемой.

Информация при хранении, транспортировке и т.д. должна быть выделена от остальной информации (другой цвет, шрифт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: