Тема 8. Региональная экономическая интеграция

Тема 7. Классификация стран

На политической карте мира насчитывается 192 страны, признанные мировым сообществом и являющиеся субъектами мировой экономики, а также более 60 несамоуправляющихся, политически зависимых территорий, которые не имеют суверенитета и, как правило, не имеют избираемых гражданами органов управления. Власть в них осуществляется лицом, назначаемым центральной властью – метрополией.

В зависимости от наличия самоуправления и других признаков, официальные статусы таких территорий несколько различаются – «заморские департаменты» и «заморские территории» Франции, «коронные земли» и «заморские территории» Великобритании. К числу зависимых территорий с максимальным самоуправлением относятся различные «ассоциированные» с Австралией и Новой Зеландией территории.

Кроме того, существует ряд «непризнанных государств», которые, обладая всеми признаками государственности (контроль над территорией, система управления, фактический суверенитет), в то же время лишены полного или частичного международного дипломатического признания и, таким образом, не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений.

Страны мира можно классифицировать по ряду признаков: географическому положению, форме правления, административно-государственному устройству, этническому составу, уровню социально-экономического развития.

По уровню социально-экономического развития все страны мира группируются исходя из общности показателей экономического положения и принципов организации производства, схожести стоящих перед ними задач и другим параметрам. Подобные группировки осуществляют многие международные организации, в том числе ООН и ее специализированные учреждения, такие как МВФ и МБРР. Однако необходимо отметить, что они используют различные критерии для классификации, в связи с чем выделяемые ими группы стран и их численность не совпадают.

Наиболее известным синтетическим показателем классификации стран является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или, как его иногда называют, индекс человеческого развития ООН. Этот показатель состоит из трех компонентов:

1) средней ожидаемой продолжительности жизни людей;

2) реальной величины средних доходов жителей (по паритету покупательной способности)[8];

3) уровня образованности. Этот показатель измеряется комбинацией двух величин:

а) долей грамотных среди взрослых людей старше 15 лет (%);

б) степенью охвата молодежи обучением в школе (%).

Исходя из величины ИРЧП эксперты ООН делят страны мира на 4 группы.

1. Страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,900 и более).

2. Страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала (от 0,800 до 0,899).

3. Страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (от 0,500 до 0,799).

4. Страны с низким уровнем развития человеческого потенциала (менее 0,500).

Согласно Докладу ООН о развитии человека за 2009 г. (базирующегося в основном на данных за 2007 г.), первое место по величине ИРЧП в мире, равнявшемся 0,971, занимала Норвегия с ожидаемой продолжительностью жизни 80,5 лет, среднедушевым ВВП по ППС в 53,4 тыс. долл. и индексом уровня образования 0,989.

Помимо Норвегии, в первую десятку стран мира по величине ИРЧП входили (в порядке убывания) Австралия, Исландия, Канада, Ирландия, Нидерланды, Швеция, Франция, Швейцария, Япония.

Показатель ИРЧП России, которая относится к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала, составлял 0,817 (средняя ожидаемая продолжительность жизни – 66,2 года, среднедушевой ВВП – 14,7 тыс. долл. и индекс уровня образования - 0,886, который складывался из удельного веса взрослого грамотного населения в 99,5% и степени охвата молодежи обучением в школе в 81,9%). Россия занимала по этому показателю 71 место в мире между Албанией и Македонией (в 1990 г. ИРЧП России равнялся 0,821, в 1995 г. – 0,777).

Можно также отметить, что средний показатель ИРЧП, рассчитанный в 2009 г. для 182 стран мира (последнее место среди них занимала Республика Нигер с показателем 0,340), равнялся 0,753, а для стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ – 0,821.

Помимо классификации стран по индексу развития человеческого потенциала, эксперты ООН выделяют еще три группы государств: развитые страны с рыночной экономикой, развивающиеся страны с рыночной экономикой, а также страны с переходной экономикой. Эти группы стран значительно разнятся друг от друга, особенно развивающиеся и развитые, но и в тех, и в других можно выделить наиболее крупные по экономическому потенциалу государства.

Традиционно в группе развитых стран с рыночной экономикой выделяют группу семи самых крупных по масштабам экономики государств, в которую входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония, составляющие «Большую семерку»[9]. В 2008 г. на долю этих стран пришлось 42,0% мирового ВВП (в 2003 г. 43,5%) [10]. Разразившийся в 2008 г. мировой экономический кризис, поразивший в первую очередь развитие страны, может привести в ближайшие годы к еще более заметному сокращению доли стран «Большой семерки» в мировом ВВП, по некоторым прогнозам, даже до 30% к 2014 г.

По аналогии с ней, по абсолютным размерам экономики можно выделить «Большую семерку Юга», которую в 2008 г. составили Бразилия, Индия, Иран, Китай, Мексика, Республика Корея и Турция, чей вклад в мировой ВВП составил 25,8%.

В настоящее время, по классификации Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН, в мире насчитывается 35 развитых стран с рыночной экономикой, расположенных в Северной Америке, Европе, Азии и Океании. Критериями, по которым она включает государства в эту группу, являются:

· высокий уровень социально-экономического развития, проявляющийся в более высоком размере ВВП на душу населения (не менее 12 тыс. долл. по паритету покупательной способности);

· развитая рыночная система хозяйствования;

· открытость экономики;

· преобладание в экономике сферы услуг (более 60%);

· переход в промышленности от добывающих и материалоемких отраслей к высокотехнологичным и наукоемким;

· высокий уровень механизации и продуктивности сельского хозяйства.

Перечисленные особенности отраслевой структуры экономики развитых стран свидетельствуют о том, что все они в настоящее время вступили в «постиндустриальное общество». По мнению американского социолога Д. Белла, опубликовавшего в 1973 г. книгу «Грядущее постиндустриальное общество», оно характеризуется пятью признаками:

1) переходом экономики от производства товаров к производству услуг;

2) преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников;

3) ведущей ролью теоретических знаний;

4) ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией;

5) обеспечением принятия решений новой «интеллектуальной технологией».

Если индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное характеризуется интеллектуальным производством. И если капитал и труд являются основными структурными чертами индустриального общества, то информация и знания являются таковыми для постиндустриального общества.

В 70–80-х гг. прошлого века в развитых странах произошла коренная структурная перестройка экономики, выразившаяся в широком использовании ресурсосберегающих технологий, освобождении предприятий от массы накопленных устаревших основных средств, стремительной компьютеризации хозяйства и почти всех сфер общественной и частной жизни. В целом в экономике развитых стран сейчас доминирующую роль играет сфера услуг. Что касается промышленности, то происходит развитие прежде всего ее высокотехнологичных наукоемких отраслей.

Переход индустриальных стран к информационной стадии развития привел к тому, что они все более замыкаются на взаимных связях. Так, на взаимную торговлю этой группы стран приходится примерно половина мирового экспорта товаров, основная часть мирового экспорта и импорта услуг.

В группу стран с переходной экономикой, по классификации ЭКОСОС ООН, включают 18 государств, в число которых в настоящее время входят члены СНГ и республики бывшей Югославии, не принятых в ЕС, а также Албания. Эти страны, осуществляющие системные реформы с целью перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике, характеризуются следующими общими процессами:

· проведение мер по оздоровлению системы цен и денежно-финансовой сферы (вплоть до шоковой терапии);

· разгосударствление и приватизация;

· демонополизация;

· аграрная реформа;

· либерализация внешней торговли и привлечение иностранного капитала.

На ходе и результатах экономических реформ в странах с переходной экономикой весьма существенно сказываются особенности исторического развития, экономического, политического и социального положения в каждой стране. Следует признать, что сложный переход от плановой экономики к рыночной проходит довольно болезненно.

В начале 90-х гг. все эти страны охватил глубокий системный кризис. Некоторые страны не смогли выбраться из него до сих пор. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения, и возросло неравенство в их распределении, сократился объем сельскохозяйственного и промышленного производства (главным образом, за счет высокотехнологичных отраслей и тяжелой промышленности), в результате чего разрыв в уровне развития между странами с переходной экономикой и развитыми государствами существенно возрос.

Страны с переходной экономикой в настоящее время занимают в мировой экономике особое положение. С одной стороны, по многим экономическим и социальным показателям их можно включить в число развивающихся стран. С другой стороны, они имеют относительно развитую индустриальную экономику, располагают достаточно солидным научно-техническим и человеческим потенциалом.

Самую многочисленную группу (более 130 стран) составляют развивающиеся страны, большая часть которых имела колониальное прошлое. Основными отличительными особенностями, характерными для этих государств, являются:

· низкий уровень социально-экономического развития (ВВП на душу населения по ППС менее 12 тыс. долл.);

· наличие многоукладной экономики с различными формами собственности, в том числе сохранение традиционного уклада в сельском хозяйстве, с которым связана значительная часть населения;

· зависимое положение в мировом хозяйстве, обусловливаемое в значительной мере аграрно-сырьевой направленностью экономики и монокультурностью экспорта;

· технологическая отсталость;

· серьезные социальные проблемы (бедность, низкий уровень грамотности, высокая безработица и т.п.).

Эта группа стран крайне неоднородна, что затрудняет попытки их классификации.

Одной из устойчивых подгрупп развивающихся стран, добившихся заметных успехов в экономическом развитии, стали государства – нефтеэкспортеры, и в первую очередь, страны – члены ОПЕК[11]. Привлекая иностранные инженерные и научные кадры, квалифицированных рабочих, а также импортируя современное оборудование, большинство из них сумело модернизировать структуру экономики, поднять уровень жизни и образования населения.

Растет численность подгруппы новых индустриальных стран (НИС), так как стратегию первых государств и территорий этой подгруппы с опорой на экспорт готовой продукции начали успешно использовать и другие страны. К этим государствам и территориям большинство экономистов относят, прежде всего, Республику Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган) и Сингапур (НИС первой волны), а также Малайзию, Таиланд, Мексику, Бразилию и Аргентину (НИС второй волны).

Азиатские НИС во многом повторили японскую модель развития. В то же время здесь несравненно большую роль, чем в Японии, сыграли зарубежные международные корпорации (МК). Создание экспортного потенциала азиатских НИС обусловлено выходом МК за рамки национальных границ и активным перемещением из развитых стран в НИС трудо-энерго-материалоемких производств. Эти страны оказались привлекательными для МК, прежде всего дешевизной рабочей силы и возможностью ее более интенсивного использования. В настоящее время в них налажен выпуск самой разнообразной продукции – от товаров широкого потребления до компьютеров, автомобилей, судов и самолетов. Произведенная продукция идет в первую очередь на экспорт в развитые страны.

Латиноамериканские НИС, в отличие от азиатских, осуществляли индустриализацию через замещение импорта внутренним производством, причем важнейшую роль в этом играло государство. Однако национальная промышленность в итоге оказалась недостаточно эффективной и не позволила существенно сократить потребности в импорте промышленных товаров.

На другом полюсе развивающегося мира все явственнее проглядывает группа так называемых наименее развитых стран (НРС). По нынешней классификации ООН, к НРС относятся 50 государств, в основном, Африки, Южной и Восточной Азии, Карибского бассейна, Океании. Для этой подгруппы типичны самые низкие показатели душевого дохода среди развивающихся стран, незначительная доля промышленности в ВВП, отсталые, в том числе архаичные формы землепользования. Последнее привело к хронической нехватке продовольствия в большинстве стран подгруппы, необходимости его постоянного импорта. Социальные показатели (здравоохранение, образование) – также самые низкие среди развивающихся стран.

Наименее развитые страны связаны с мировым хозяйством экспортом традиционной продукции, в основном тропического земледелия и руд, но постоянно падающие цены сокращают возможности финансирования их роста. Попытки компенсировать падение цен наращиванием вывоза ведут к «разрушающему росту», усилению моноспециализации и еще большей зависимости от конъюнктуры мирового рынка.

Развивающийся мир в целом продолжает существенно отставать по уровню развития от развитых стран, образующих центр мирового хозяйства. Среди основных причин отставания развивающихся стран можно отметить их колониальное и зависимое прошлое, перенаселенность, низкий уровень технологии, многоукладность экономики, в которой огромные массы людей связаны с традиционным аграрным сектором хозяйства, а также характер экономических связей с развитыми странами.

Опыт развивающихся стран свидетельствует, что темпы и динамика дифференциации в мире нарастают. Одновременно глобализация усиливает конкуренцию в мировом хозяйстве, и находить в нем свои ниши развивающимся странам становится все труднее.

Региональные интеграционные объединения являются самыми «молодыми» субъектами мировой экономики. Несмотря на то, что первые подобные объединения появились еще в первой половине XIX в., подлинное развитие интеграционных процессов как вглубь, так и вширь в качестве закономерного проявления интернационализации, началось лишь с 50-х годов ХХ в. В настоящее время насчитывается уже около 60 различных экономических региональных интеграционных объединений, однако некоторые из них носят формальный характер.

Международная экономическая интеграция – качественно новое явление в развитии мировой экономики. Ее можно определить как высшую ступень международного разделения труда, на которой углубление интернационализации производства порождает новые организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия, создаваемые национальными границами.

Международная экономическая интеграция – это процесс постепенного сращивания национальных хозяйств, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый обычно специальными межгосударственными организациями.

Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы и обслуживающие их банки, заинтересованные в расширении масштабов своей деятельности и выходе ее за национальные границы.

Специфика интеграционных процессов в современной мировой экономике связана с тем, что они разворачиваются преимущественно на региональной основе, принимая форму региональной экономической интеграции.

Предпосылки региональной экономической интеграции:

· географическая близость, наличие общей границы, низкие транспортные издержки;

· исторически сложившиеся экономические связи;

· близость уровней экономического развития;

· близость социально-политических систем и рыночных структур.

Цели экономической интеграции:

- использование преимуществ эффекта масштаба в связи с расширением рынков и снижением издержек;

- содействие структурной перестройке экономики;

- решение совместными усилиями общих экономических и политических проблем;

- поддержка новых отраслей экономики;

- решение задач торговой политики.

Региональная экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным. Различают следующие виды интеграционных объединений:

1. зона свободной торговли (поэтапная отмена таможенных пошлин во взаимной торговле при сохранении национальных систем таможенной защиты по отношению к третьим странам);

2. таможенный союз (поэтапная отмена таможенных пошлин во взаимной торговле дополняется единым внешнеторговым тарифом и проведением единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам);

3. общий рынок (свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы);

4. экономический и валютный союз (полная интеграция: унификация законодательства, координация макроэкономической политики, проведение единой валютной политики и т.п.).

Экономические последствия региональной интеграции неоднозначны. С одной стороны, они углубляют и активизируют международные экономические отношения внутри интеграционных объединений. С другой стороны, они способствуют сохранению таможенных, валютных и иных ограничений во взаимоотношениях с третьими странами.

Неравномерность хозяйственного развития различных стран, их специфические национальные интересы нередко затрудняют осуществление интеграционных процессов. Открытие экономических границ между странами обостряет конкуренцию и неоднозначно влияет на различные секторы национальной экономики. Поэтому общая заинтересованность в развитии интеграционного объединения не исключает существования особых позиций отдельных стран, и согласование их интересов представляет собой довольно длительный исторический процесс, который в отдельные периоды может приостанавливаться, что особенно наглядно проявляется в отношении интеграции в развивающихся странах.

Наиболее успешный пример региональной экономической интеграции дает история формирования со второй половины XX в. Европейского Союза (ЕС). Римский договор 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), ставшего предшественником ЕС, предусматривал поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Первоначально в группировку, официально возникшую с 1 января 1958 г., вошло шесть европейских стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ.

Этап зоны свободной торговли и таможенного союза ЕЭС был пройден в 1958–1986 гг. В этот период происходила постепенная отмена таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами. По сельскохозяйственным товарам была проведена частичная либерализация торговли и установлен особый режим производства и сбыта. Кроме того, члены ЕЭС установили единый таможенный режим в отношении товаров, ввозимых из третьих стран, а также приступили к постепенной либерализации миграции капитала и рабочей силы в рамках объединения, проведению единой политики в области охраны окружающей среды, исследований и технологического развития.

С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения начали формироваться особые отношения стран-членов ЕЭС с ассоциированными государствами, в основном – африканскими. Их число к 1986 г. достигло 66.

С 1972 г. в ЕЭС было введено совместное плавание валют некоторых стран-участниц, а с 1979 г. в целях уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов была образована Европейская валютная система (ЕВС). Ее ключевым элементом стало создание европейской валютной единицы – ЭКЮ, курс которой устанавливался на основе корзины валют стран-членов и которая использовалась в качестве базы для установления курсовых соотношений между валютами стран-членов ЕВС и служила средством расчетов между их центральными банками.

Уже к окончанию этого этапа в развитии ЕЭС стали очевидны его преимущества для стран-членов, что побудило соседние европейские страны к вступлению в эту группировку. Сначала, в 1973 г., к ней присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, а в 1986 г. – Испания и Португалия, что увеличило до 12 число ее членов.

Принятый в 1985 г. и вступивший в силу с 1 января 1987 г. Единый европейский акт предусматривал создание к концу 1992 г. единого общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Его положения были в целом успешно выполнены. В этот период страны-члены объединения приступили к проведению единой политики в отдельных отраслях (транспорт, энергетика), а также в вопросах экономической, валютной и социальной политики, что потребовало укрепления наднациональных механизмов.

Новый импульс развитию интеграционных процессов в этой группировке дал подписанный 7 февраля 1992 г. Маастрихтский договор о Европейском Союзе, вступивший в силу с 1 ноября 1993 г.

Этот документ содержит в себе три ключевых положения:

1. введение единого гражданства, которое существует наряду с национальным гражданством стран-членов ЕС;

2. формирование политического союза, т.е. интеграцию внешней и внутренней политики, сближение юридических систем и повышение роли Европейского парламента;

3. формирование экономического и валютного союза.

На этапе экономического и валютного союза продолжалось увеличение численности этого регионального объединения, получившего название Европейский Союз. В 1995 г. к нему присоединяется Австрия, Швеция и Финляндия, в результате чего его численность возросла до 15 государств.

С целью создания валютного союза с 1999 г. в ЕС начался постепенный переход на единую денежную валюту – евро (1 евро = 100 евроцентов), которая с 1 января 1999 г. стала использоваться в безналичных расчетах, а c 1 марта 2002 г. наличный и безналичный евро заменил национальные валюты двенадцати стран Европейского Союза (за исключением Великобритании, Дании и Швеции)[12].

Процесс расширения ЕС на этапе экономического и валютного союза не ограничился принятием в эту организацию трех стран. 1 мая 2004 г. завершился длившийся многие годы процесс вступления 10 новых стран: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чешской Республики и Эстонии, в результате чего численность этой группировки возросла до 25 государств, а 1 января 2007 г. после вступления Болгарии и Румынии – до 27.

Новым этапом в развитии ЕС стал подписанный 13 декабря 2007 г. Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 г. Помимо внесенных им институциональных изменений, он превратил ЕС в субъект права. Теперь Союз может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции. Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к сфере компетенции Союза.

Современный механизм функционирования ЕС, способствующий дальнейшей интеграции объединения, включает в себя как общие межгосударственные органы, так и национальные институты.

К числу наднациональных межгосударственных органов управления ЕС относятся:

Европейский Совет - высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств участников Союза и их заместителей — министров иностранных дел. Его задача – стимулировать развитие Союза и намечать общую политическую линию развития. Заседания Европейского совета проходят не реже чем дважды в год.

Совет Европейского союза или Совет министров – законодательный орган, принимающий решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по экономике и финансам, окружающей среде, образованию, охране труда и др. В Совете представлен один министр от каждого государства-члена. Однако число голосов членов Совета зависит от размера и экономического значения страны. Все выдвигаемые на Советы вопросы, заседания которых проходят 3-4 раза в год, предварительно обсуждаются в Комитете постоянных представителей государств-членов

Европейская Комиссия – главный исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Комиссия состоит из комиссаров, назначаемых на пять лет национальными правительствами. Она отвечает за выполнение решений Комиссии, контролирует соблюдение законов Союза в государствах-членах и, если требуется, возбуждает в Суде Европейских Сообществ иск против государства за нарушение членских обязательств. Комиссия также имеет исключительное право законодательной инициативы.

Европейский парламент – контролирующий орган, взаимодействует с Европейской комиссией и Советом министров, утверждает бюджет, который состоит из взносов (в размере 1,2–1,3% ВВП) входящих в ЕС государств и собственных средств. Члены парламента (736 чел., с 2014 г. – 751 чел.) избираются на основе прямых выборов в каждом из государств-членов пропорционально численности населения.

Суд Европейских Сообществ – высший судебный орган ЕС. Задача Суда – гарантировать соблюдение закона при применении и толковании законодательства Сообществ. Суд рассматривает прямые иски и дает национальным судам решения-прецеденты об истолковании и действенности прав Сообществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: