Исполнение бюджетов

Исполнение бюджета — этап бюджетного процесса, который предусмат­ривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмот­ренных по бюджету доходов, своевременное и полное финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Плановая мобилизация доходов бюджета, эффективное и экономное использование бюджетных ассигнований определяют возможность осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования. Исполнение бюджета начинается после его утверждения.

В настоящее время основные процедуры исполнения бюджетов регла­ментирует Бюджетный кодекс РФ. Принципиальным стало положение Бюджетного кодекса РФ (ст. 215) об установлении в Российской Федерации казначейской системы исполнения бюджетов. В соответствии с этой статьей на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и собственно исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджет­ными средствами. Сами же эти органы являются «кассирами» всех распоря­дителей и получателей бюджетных средств, осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

В дореформенный период на территории нашей страны действовала банковская система исполнения бюджетов. Государственный банк обес­печивал их кассовое исполнение, включающее в себя сбор и учет доходов бюджетов, их межбюджетное перераспределение, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

Образование коммерческих банков и трансформация функций Банка России привели к тому, что был существенно ослаблен банковский учет и контроль бюджетных средств. В результате возникали задержки в их перечислении, допускалось нецелевое использование. Следствием суще­ственных недостатков банковского исполнения бюджета стало нарастание инфляционных процессов, так как кредитование дефицита бюджета осуществлялось почти автоматически и носило эмиссионный характер.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г была создана единая централизованная система органов Федерального казначейства в составе Минфина России. Практическое внедрение казначейской системы исполнения федерального бюджета началось с 1993 г.

Система органов Федерального казначейства повысила свой статус и роль в бюджетном процессе в связи с преобразованием этой системы в федеральную службу в составе Минфина России. Федеральное казна­чейство стало подлинным центром кассового обслуживания исполнения всех бюджетов бюджетной системы РФ. В частности, задачами органов Федерального казначейства являются:

• организация, осуществление и контроль за исполнением федераль­ного бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

• регулирование финансовых од-ношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами,
финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных),средств;

• осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

• сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финан­совых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

* управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего д олга РФ;

• разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управ­ления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюд­жетных фондов; ведение операций по учету государственной казны РФ.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Банке России. Все кассовые операции 'по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, предоставляемой им финансовым органам.

Для эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения сроков их прохождения до получателей бюджетных средств, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюдже­ты всех уровней бюджетной системы РФ, получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета необходимы оптимизация потоков движения его средств и сосредоточение их на едином казначейском счете (ЕКС). Методологической основой единого казначейского счета является принцип единства кассы, установленный в Бюджетном кодек­се РФ (ст. 216), на основе которого исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ.

В Бюджетном кодексе РФ определены основные процедуры исполне­ния бюджетов. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

—перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

—распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

—возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

—учет доходов бюджета и составление отчетности о них по соответствующим бюджетам.

По pacxoдaм исполнение бюджетов осуществляется в пределах факти­ческого наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета. Нормами Бюджетного кодекса РФ установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последовательно осуществляе­мых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов являются:

—составление и утверждение бюджетной росписи;

—утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджет­ным учреждениям;

—утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

— принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств и подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

— расходование бюджетных средств (процедура финансирования, за­ключающаяся в расходовании бюджетных средств).

Рассмотрим этапы санкционирования и финансирования подробнее. Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении Доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансиро­вания дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетное обязательство — признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджет­ных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядите­лями бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем их списания единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязатель­ства в пользу юридических или физических лиц. В соответствии со ст. 262 Бюджетного кодекса РФ порядок и организацию учета исполнения феде­рального бюджета на основе плана счетов устанавливает Минфин России.

Финансовый год завершается 31 декабря. По результатам исполнения бюджетов составляется отчетность.

Отчеты об исполнении территориальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований готовят финансовые органы администра­ций. Затем они поступают на рассмотрение в соответствующий пред­ставительный орган с необходимыми документами и материалами, пред­усмотренными бюджетным законодательством. До начала рассмотрения в представительном органе власти (органе местного самоуправления) проводится внешняя проверка отчета его контрольными органами. Реше­ние по отчету принимается после получения результатов его проверки и оформляется в виде проекта закона (решения), принимаемого представи­тельным органом власти (органом местного самоуправления). Бюджетным кодексом РФ предусмотрены возможные причины и порядок отклонения отчета об исполнении бюджета.

Важной составной частью работы по исполнению бюджета является экономический анализ результатов его исполнения, проводимый соот­ветствующими ведомствами и финансовыми органами. Выводы анализа используются:

• для объективной оценки результатов исполнения бюджета;

• выявления причин отклонений от утвержденных (уточненных) по­казателей;

• разработки предложений и рекомендаций, направленных на выяв­ление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов и каждому бюджету;

• обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому
назначению, результативности использования бюджетных средств;

• укрепления финансовой дисциплины.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к анализу исполнения бюджета, являются комплексность, документальная обоснованность, кон­кретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей бюджетной, статистической и ведомственной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: