Тема 5. Стрессменеджмент в деловом взаимодействии

В буквальном переводе с английского стресс-менеджмент означает «управление стрессом».

Причины и источники стресса. В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний часто используют понятие стресса.

В качестве стрессоров, т.е. факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжёлых, продолжительных переживаний, могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д. Также можно сказать, что стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства.

Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих прежде всего защитное значение, была обозначена Г. Селье «как общий адаптационный синдром». Общий адаптационный синдром имеет три стадии:

Ò Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Сопротивляемость организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;

Ó Фаза 2. Стадия сопротивления (фаза адаптации). Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, в организме зарождается сопротивление. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Сопротивление становится выше нормы.

+ Фаза 3. Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция.

Вначале эмоциональная реакция формируется как гнев или страх, способствуя, соответственно, крайнему поведению – нападению (борьбе) или бегству.

Однако такое поведение может и отвергаться, если оценивается сознанием как нецелесообразное. В условиях экстремальности многие ситуации могут оказаться абсолютно стрессогенными в зависимости от отношения к ним самой личности и ее опыта. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение к тем или иным событиям.

Индивидуальные стили реагирования в стрессовых ситуациях. Критическая жизненная ситуация – это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления. При этом имеются в виду не привычные ситуации, какие бы проблемы или трудности они не содержали, а те, которые требуют поиска нового решения, выхода из непривычных ресурсов их проживания. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери.

Однако при действии стрессогенных факторов у всех людей одинаково разовьются стадии стресса, но внешнее поведение может быть разным. Одни капитулируют перед трудностями, другие мобилизуют все свои физические и духовные возможности, чтобы противостоять им. Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что существует два индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях: Борьба – нападение; Бегство – отказ от борьбы, избегание.

Известно, что моральное состояние (например, оптимизм) и энергичность (запас жизненных сил) влияют на стойкость, а вера в свою результативность - на настойчивость при решении трудных жизненных проблем. Наличие же материальных средств (денег) открывает доступ к информационным, юридическим, медицинским и другим формам профессиональной помощи.

Профессиональный стресс – напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

Факторы (стрессоры), действующие внутри организации и вызывающие стресс.

1. Перегрузка или слишком малая нагрузка. И в том и в другом случаях у работника возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), чувство безнадежности и материальных потерь.

2. Конфликт ролей. К работнику или предъявляют противоречивые требования, или нарушен принцип единоначалия. Конфликт ролей может возникнуть как следствие различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации.

3. Неопределенность ролей. В данном случае требования могут быть уклончивы и неопределенны.

4. Неинтересная работа – взгляды на понятие «неинтересная работа» у людей различаются.

5. Другие факторы: отклонения в температуре помещения, плохое освещение, чрезмерный шум, неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией и необоснованные требования сотрудников друг к другу.

Методы преодоления рабочего стресса: 1) разработка системы приоритетов в работе – «должен сделать сегодня», «сделать, когда будет время» и т.д.; 2) уметь говорить «нет» при наличии предела, после которого мы не можете взять на себя больше работы; 3) налаживание эффективных и и надежных отношений с руководством – научение начальника уважению ваших приоритетов, вашу рабочую нагрузку; 4) не согласие с теми, кто выставляет противоречивые требования (конфликт ролей).

Виды профессионального стресса – информационный, эмоциональный и коммуникативный.

Информационный стресс – работник не успевает принимать решение в условиях жесткого ограничения во времени. Принятие решения может сопровождаться высокой степенью ответственности в условиях неопределенности, недостатка информации, частом, неожиданном изменении информационных параметров.

При эмоциональном стрессе разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Этот вид стресса возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях, унижении, вине, гневе и обиде в случаях противоречий или разрыва деловых отношений, при конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс – возникает при наличии реальных проблем делового общения; сопровождается повышенной раздражительностью, вызван неумением защититься от коммуникативной агрессии; незнанием специальных приемов защиты от манипулирования; несовпаденим по темпу общения.

Управление стрессом в профессиональной деятельности делится на два уровня: стресс-менеджмент на уровне организации и стресс-менеджмент на уровне отдельных сотрудников.

Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:

создание благоприятного организационного климата:

налаженная система обратной связи

участие сотрудников в процессе принятие решений

командные и проектные формы организации труда

четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности

равномерное распределение рабочей нагрузки

социальная поддержка персонала

специальные программы управления стрессами

Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств сотрудников — на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса. Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория работников, которых стресс мобилизует — только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.

Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности.

Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека.

Второй фактор связан с тем, что большинство существующих технологий чрезмерно громоздки и сложны в освоении и применении, что не позволяет их успешно использовать людям многих социальных и возрастных групп, чья жизнедеятельность, тем не менее, сопровождается регулярными стрессами (школьники, студенты, военнослужащие и т.д.).

Третий фактор, обуславливающий актуальность данной работы состоит в том, что использование всех техник управления стрессом происходит, как правило, УЖЕ в состоянии стресса.

Практика показала, что в большинстве случаев для эффективного управления стрессом человеку достаточно понимания нескольких основных теоретических положений, которые были названы нами «Азбука стресса»:

А) Стресс – это универсальная адаптивная реакция человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, в условиях отсутствия адекватного стереотипа поведении или при невозможности его применить.

Б) Чаще всего стресс возникает в сложной или новой для человека ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или реального конфликта.

В) Стресс – это защитный механизм управления поведением человека в целях поддержания его выживания. Объективно стресс проявляется в мобилизации нервной, иммунной и сердечно-сосудистой и мышечной систем. Субъективно стресс переживается в первую очередь, как состояние напряженности.

Г) Являясь эффективным механизмом управления человеком в простых, «животных» ситуациях, стресс затрудняет осуществление сложной, целенаправленной, «человеческой» деятельности, в первую очередь, ухудшая точность, скорость и креативность мышления.

Д) Плюсы стресса для человека: выделяется дополнительная энергия для решения проблемы; организм «подсказывает» что делать - убежать, напасть или затаиться; тренируется нервная, иммунная и сердечно-сосудистые системы.

Е) Минусы стресса для человека: энергии может быть слишком много; организм «подсказывает» в основном примитивные реакции, зачастую противоречащие сознательному выбору; при сильном стрессе иммунная система истощается, нервная и сердечно-сосудистые системы перенапрягаются.

Ж) Стресс «заставляет» человека действовать не в целях развития, а в целях выживания. Поэтому пока человек не развил свое сознание до уровня, близкого по силе к уровню его бессознательного, технологии управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, особенно в новых для него областях.

Помимо данных теоретических положений, нами было замечено, что лучшему пониманию, что такое стресс, и как он воздействует на человека, очень хорошо помогают истории, притчи и метафоры. В качестве примера приведем одну из них.

ОГОНЬ И СТРЕСС (МИНИ-ПРИТЧА)

Огонь помог людям стать теми, кем они сейчас являются. Огонь помощник и защитник людей! Огонь согреет и поднимет настроение, с помощью огня можно приготовить еду или отогнать диких хищников. Но это возможно, только если человек умеет управлять огнем. Если нет, то он может легко сгореть в огне заживо, в лучшем случае можно остаться на пепелище сирым и голым.

Стресс – как огонь. Только страшнее.

чтобы не утонуть в мировом океане, слоны стояли на гигантской черепахе. Что же это за черепаха, на которой стоят три слона стресс-менеджмента?

На наш взгляд, этой черепахой является развитие такого качества, как стрессоустойчивость.

О сновные стресс-факторы

1. Значимость ситуации. Критерий – цена отказа. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации?

2. Новизна и неопределенность. Критерий – отсутствие знаний, умений, навыков и информации, необходимых для успешного осуществления данной деятельности или для безопасного нахождения в данной ситуации.

3. Нагрузка. Критерий – количество затрат и уровень дискомфорта, испытываемого мною при осуществлении данной деятельности или при нахождении в данной ситуации. Что для себя ценного я теряю (время, усилия, средства)? Какую цену нужно заплатить за выигрыш?

4. Риск. Критерий – цена ошибки. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие?

5. Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, достаточного для спокойного обдумывания вариантов поведения, или для перехода в более ресурсное состояние, или для повторения работы в случае ошибки.

СТРЕССОГЕННОСТЬ = Значимость х (Новизна и неопределенность + Риск + Нагрузка + Цейтнот)

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

1) Психологические средства: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка и светомузыка, психорегуляция, гипноз.

2) Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, хорошее общение.

3) Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности.

4) Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых и сон.

5) Фармакологические средства: препараты женьшеня, золотого корня, витамины и минеральные вещества, биоактивные добавки, аромамасла. Особое место занимает хороший зеленый чай. Правильно организованная чайная процедура обладает не только фармакологическим, но и ярко выраженным психологическим действием.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

1. Физическая нагрузка. Выполнение упражнений «до отказа» - через боль.

2. Температурные воздействия. Как холодные, так и горячие. Удобный способ – ванны. В горячей воде наращивать нагрузку за счет увеличения температуры, время пребывания 5-10 мин. В холодной воде повышение нагрузки за счет увеличения продолжительности процедуры, температура минимальная.

3. Задержки дыхания. На вдохе или на выдохе «до упора». Сидя на полу. Сохраняя неподвижность и расслабленность. Концентрируясь на ощущениях.

4. Голодания. 1-2 раза в неделю без прекращения повседневной деятельности.

5. Болевые воздействия. Массаж веником в бане. Давящий массаж ногами. Ипликатор Кузнецова. «Железная рубашка» - ударная закалка тела и другие упражнения из арсенала боевых искусств. Кстати, занятия боевыми искусствами являются прекрасным методом развития общей стрессоустойчивости, а также методом коррекции своего базового психического состояния и восстановления после стрессов.

Динамика профессионального стресса. Существует 3 стадии развития профессионального стресса у человека: нарастание напряженности (1), собственно стресс (2), снижение внутренней напряженности (3).

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Стресс еще конструктивен и повышает успешность профессиональной деятельности.

Вторая стадия – потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). Человек осознает свои действия смутно и не полностью; исчерпав свои энергические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость.

Третья стадия. «Человек возвращается к самому себе», переживая чувство вины, и клянется, что этот кошмар больше никогда не повторится.

У каждого человека свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Направленность стрессовой агрессии человека может быть на самого себя или на окружающих – коллег, подчиненных. Стрессовый сценарий запускается почти автоматически.

Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса

1 правило: полезно наблюдать за самим собой: что Вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в Вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится 1 стадия Вашего стресса? Как это происходит?

2 правило: необходимо искать способы остановки самого себя. Важно взять перерыв и усилием воли прервать действие. Сделать паузу, выйти из комнаты, перейти в другую часть помещения.

3 правило: необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим: полить цветы, заварить чай, выйти в коридор, поговорить с симпатичным сотрудником, подойти к окну, посмотреть на прохожих, помочить руки холодной водой.

4 правило: серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. Что больше всего радует? Чем занимаетесь с увлечением?

Формулирование отказа в деловом общении. Человек боится отказать, когда хочет быть всегда и для всех добрым, чтобы его уважали, самооценка которого зависит от оценки и отношения других людей, внутренне не свободен от деловых партнеров.

Коммуникативная формула отказа содержит 3 основные части: фразу, содержащую положительное содержание; фразу, содержащую отрицательное содержание (причины отказа); фразу, содержащую положительное содержание (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь будет оказана).

Манипулирование в деловом общении. Обычно о манипулировании говорят с негативным оттенком, предполагая, что-то уничижительное, обидное, снижающее статус человека и разрушающее его человеческое достоинство.

Цели манипулятора просты: корысть (деньги, связи), стремление использовать силы и жизненное время другого человека; самоутверждение (я – сильный, а ты – слабый).

Критериями манипулирования являются ситуации, когда: 1) один человек запугивает другого человека и стремится вызвать в нем переживание страха; 2) манипулятор заставляет другого человека переживать вину и раскаяние в то время, когда тот ни в чем не виноват; 3) один человек пытается сделать так, чтобы собеседник почувствовал подавленность, неуверенность в себе и снижение самооценки; 4) первый вызывает в другом чувство навязанного долга.

В роли жертвы часто выступает открытый и добрый человек, который долго не может поверить в то, что его используют. С увеличением возраста добрый человек становится еще красивее, его лицо светится, глаза лучатся.

В жизни манипулятора работает обратная закономерность: он живет тяжело, часто переживая «черные» состояния. И его лицо с годами приобретает тяжелое, неприятное выражение, даже, несмотря на то, что его черты были красивыми в юности.

Манипулятор внутренне холоден, в нем нет тепла человеческой жизни, нет ярких чувств и переживаний. Он либо покупает другого (я дам тебе денег и власть), либо покупается сам – я хочу денег и власти.

Защита от манипуляции – укрепление жизненной позиции и освоение техники общения. Жизненная позиция должна быть активной и содержать не только стремление помогать людям, но и осуществлять собственные желания, добиться своих целей, стремиться к реализации своих интересов.

Желание реализоваться в жизни – обязательное условие нормального, полноценного человеческого существования. Важно чаще спрашивать себя: «что я имею в результате общения с этим человеком. А что он делает для меня? Приятно ли мне это? Приносит ли мне общение радость и удовлетворение?»

Необходимо помнить о своих человеческих правах.

Техники общения с манипулятором заключаются в том, чтобы смело и прямо говорить о: том, что он делает;том, что чувствует человек, которым манипулируют;том, что реально происходит в процессе взаимодействия манипулятора и жертвы (см. табл.5.1.).

Таблица 5.1.

Способы манипуляции Способы защиты Отказ от роли
  Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотрудницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т.п. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, это никто не сделает…» К примеру: «К сожалению, люди любят преувеличивать…»
  Вас делают другом.Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете….вот спасибо…я думаю., вы не откажетесь…» Не проявлять дружеского участия в разговоре с малознакомым человеком, не замечать намеков
  Доброжелатель.Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать Не быть откровенным с человеком, которого вы не считаете другом, и не считать себя обязанным делать то, о чем просит участливый человек
  «Дружим против общего врага».Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая в определенным действиям Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать мне глаза?»
  Вас делают соратником по общему делу.Например, посетитель доверительно, с расчетом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же просит именно его бумаги показать директору в первую очередь Подумайте: «А мое ли это дело?» Не поддавайтесь пафосу собеседника, отдавайте себе отчет в том, насколько вы сами считаете этот проект первоочередным
  Туманные намеки.Манипулятор не высказывает прямо свою бестактную просьбу, а ходит вокруг да около Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?»
  Берет измором.Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите «Заезженная пластинка» Каждый раз в ответ на просьбу следует повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать»

Можно выделить приемы, которыми пользуются недобросовестные работники, чтобы уклониться от выполнения задания или избежать ответственности. Вот они: 1) не закончив одного дела, напрашиваются на какое-либо другое; 2) стараются доказать руководителю, что в задании не было указаний на то, что сейчас требуется; 3) заявляют, что некоторое время назад начальник говорил совсем обратное; 4) заявляют, что у них мало прав для выполнения этого задания; 5) заявляют, что им «не помогают»; это дает возможность уклоняться от ответственности; 6) доказывают, что поручаемое задание не входит в их обязанности и что этим должен заниматься кто-нибудь другой и др.

Деньги и профессиональный стресс. Замечено, что крупный лотерейный выигрыш или наследство приносят не пользу, а вред. Человек теряет ориентиры обычной жизни, совершает странные поступки, уходит в запой.

Существует определенная философия денег. По данной теории у каждого человека есть свое индивидуально запрограммированное судьбой количество денег или богатства. Поэтому необходимо прислушиваться к успеху: есть неприятности и неудачи – пора помочь бедному родственнику или подать милостыню.

Разумеется, самоутверждение, в котором нуждается каждый человек, происходит через деньги. При отсутствии внутреннего проявления своего «Я» отмирает что-то душевное, живое и очень важное для русского человека. В России богатый человек сталкивается с непривычными для него трудностями автономного, замкнутого существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: