Мировые рынки технологий и информации

Экспорт коммерческих услуг по видам в 1990 и 2004 гг.

Виды услуг Объеме 1990 г., млрд дом. Объем в 2004 г., млрд долл. Доля в 1990 г., % Доля в 2004 г,, % Среднегодовой Прирост 2000-2004, %
Все услуги Транспортные Путешествия Другие услуги 783,2 223,2 265,5 294,5 2125 500 625 1000 100,0 28,5 33,9 37,6 100,0 23,6 29,4 4 7,0  

Самым крупным экспортером коммерческих услуг в мире явля­ется Евросоюз. В 2004 г. страны ЕС экспортировали услуг за преде­лы Союза на сумму 427,1 млрд долл. (на 16% больше, чем в 2003 г.). Далее следуют США— 318,3 млрд долл. — рост по отношению к предыдущему году 11%; Япония — 94,9 млрд долл. (рост 25%), КНР -* 62,1 млрд долл. (рост 34%).

Крупнейшим импортером услуг также являются страны Евросоюза, которые заплатили за услуги своим внешним партнерам в 2004 г. 381,7 млрд долл. (рост 16%.), США —- 260 млрд долл. (рост 14%.), Япония — 134 млрд долл. (рост, 22%),. КНР <~- 71,6 млрд
долл. (рост 31%).

Целесообразно сопоставить темпы роста торговли товарами и услугами на протяжении последних деся-йтяет (рис 13.1). В период 2000—2004 гг. мировой экспорт товаров в среднем рос на 9% в год, экспорт услуг — также на 9% в год. В 2003 г. экспорт товаров вырос на 17%, а экспорт услуг — на 14%. В 2004 г. соответственно на 21 и 18%. Отметим, что в 2001 г. отмечался спад экспорта товаров на 4 и 0% по экспорту услуг, в 2002 г. — товарный экспорт вырос на 4, экспорт услуг — на 6%. Таким образом, можно наблюдать опреде­ленную корреляцию в части торговли товарами и услугами в мире в целом, что, собственно, не противоречит сказанному.

Хозяйственная деятельность складывается из отдельных операций, в какой бы форме — коллективной или индивидуальной; про-юводственной, торговой или финансовой; коммерческой или не­коммерческой; а также в какой бы области — в земледелии, нефте-обыче, производстве автомобилей, оказании банковских услуг и т.д. — она ни осуществлялась. Чтобы получить более сложный ко­нечный продукт и дороже его продать, необходимо совершить больше отдельных, относительно простых операций в процессе производства и сбыта, добавив новые свойства и стоимость к изна­чальному предмету труда. При этом исключительно важным и яв­ляются -содержание, количество и последовательность действий экономического субъекта в процессе хозяйственной деятельности. Из этих трех элементов и складывается понятие технологии в узком значении этого термина.

Отметим, что не только производство, но и последующая реали­зация продукции и даже ее потребление состоят из ряда элементар-|ных шагов. Немалую роль играет также процесс управления, кото­рый заключается в решении задачи эффективной организации хо­зяйственной деятельности. Технологии сопровождают любое прояв­ление экономической активности в обществе независимо от того, отдают ли в этом себе отчет субъекты экономики или нет. Вместе с тем технологическая составляющая современной хозяйственной «жизни все больше выделяется в самостоятельную и абсолютно кон­кретную область со своими институтами, разрабатывающими технологические продукты, регулирующими правовые отношения в области их обмена; здесь действуют свои правила ценообразования и виды платежей.

• Помимо хозяйственных технологий в обществе также функцио­нируют политические технологии; в юриспруденции правовые дей­ствия осуществляются по своим процессуальным нормам и прави­лам; в искусстве, например в живописи, говорят о технике худож­ника, что тоже можно считать технологией, но не экономического профиля. В курсе «Мировая экономика» внимание уделено хозяй­ственным технологиям, более того, технологиям, которыми обме­ниваются субъекты разных стран, и это в основном производствен­ные технологии. Коммерческое обращение технологий управления, сбыта и тем более потребления, в мировом хозяйстве пока что мало развито и слабо изучено.

Так сложилось, что многие ученые-экономисты, специалисты международных организаций, национальных статистических ве­домств в понятие «технология» часто включают любое изобретение, научно-исследовательскую деятельность, некоторые виды услуг, например, инжиниринговые, товарные знаки, промышленные об­разцы и пр. Такое широкое толкование технологии означает все виды знаний, навыки, опыт, которыми располагает общество и ис­пользует в экономической сфере в данный исторический отрезок вре­мени. Это определение, конечно, существенно размывает понима­ние данной экономической категории, уводит в сторону от непо­средственно хозяйственных процессов. Тем не менее эта точка зре­ния на сегодняшний день является господствующей в экономиче­ской науке.

В качестве носителей технологии в хозяйственной практике вы­ступают: патенты на изобретения и лицензии; техническая доку­ментация; специализированная литература; любая готовая продук­ция и полуфабрикаты, в которых она воплощена; специалисты-профессионалы, обладающие знаниями, опытом, навыками для ре­шения конкретных практических задач в различных областях.

Передача технологий, в том числе в международной сфере, осуществляется следующими способами: письменно (в момент по­дачи патентной заявки, покупки лицензии, заключения контракта, публикации ее описания в печати), по электронным сетям (Интер­нет, телевидение), вербально (на симпозиумах, конференциях, при любом устном контакте специалистов), визуально (на выставках), транспортными средствами (промышленные образцы, документация).

Информация как совокупность сведений или данных, логически упорядоченных и обладающих элементом новизны и оригинально­сти, функционирует в мировом хозяйстве по схожим с технологиями правилам. Больше того, будучи отчужденной от субъекта зна­ний, вплоть до момента непосредственного хозяйственного исполь-звания, технологии существуют в виде информации. Однако эти экономические категории принципиально отличаются друг от руга, если иметь в виду дальнейшее воплощение технологий в хо­зяйственные процессы и конечную продукцию. Эти различия в следующем:

1) по существу: технология — неотъемлемое, связующее звено и содержание самих хозяйственных операций; информация — симво­лическое (цифровое, образное, звуковое) выражение или описание Хозяйственной деятельности;

2) по роли, которую они играют: прямая и непосредственная за­дача технологий — преобразование экономической среды; инфор­мация лишь умножает знания субъектов экономики об экономиче­ской среде;

3) с точки зрения самодостаточности: технология — закончен­ный продукт, он не может, как информация, быть неполным, не­достаточным для использования, осуществления хозяйственных операций.

Информация содержится в конкретных информационных про­дуктах, которые можно разделить на информационные товары и ин­формационные услуги. К первым относятся периодические издания (газеты, журналы, бюллетени, отчеты), книги, иная издательская ^продукция (календари, открытки, карты и пр.), базы данных, про­граммное обеспечение, рекламная продукция, рейтинги, музыкаль­ная и художественная продукция, радио- и телевизионные про­граммы. Информационные услуги включают в себя услуги по под­готовке, созданию, доработке, распространению информационных 1Товаров: издательские и рекламные услуги, создание и ведение баз.данных, составление рейтингов, программирование, интернет-услуги и др.

В последнее время с развитием аутсорсинга появляется все больше бухгалтерских, консалтинговых, аудиторских, аналитиче­ских агентств, выполняющих внутренние операции фирм на заказ шли составляющих отчеты, заключения о недостатках организации управления компаний, их структур, бизнес-стратегий. Перечислен­ные информационные продукты являются наиболее ценными для 'отдельно взятой фирмы, позволяют повысить эффективность ее деятельности, конкурентоспособность на рынке.

Информационный бизнес, который заключается в оказании на­званных видов услуг, — передовая часть и двигатель развития ми­ррового предпринимательства. Не случайно Статистическая комис­сия ООН с 2002 г. включила Информационный сектор в качестве альтернативного агрегирования в Международную стандартную от раслевую классификацию (МСОК), а с 2007 г. раздел «Информаци­онный сектор будет содержаться в регулярной структуре этой классификации.

Информационная продукция имеет особенности, отличающие ее от остальных видов продукции:

•информационное содержимое такой продукции позволяет осу­ществлять ее распространение и обмен в различных формах;

•стоимость этой продукции зависит от информационного, об­разовательного, культурного или развлекательного содержа­ния, а не от формата материального носителя, в котором она распространяется. Большинство таких продуктов предполага­ют защиту от незаконного воспроизведения, модернизации, распространения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: