Регулирование отношений интеллектуальной собственности в сделках купли-продажи технологий и информации

Права на интеллектуальную собственность (ИС), обладание Ькши, передача, использование — основные объекты регулирования на рынках информации и технологий. Эти рынки регулируются в "новном административными, а не экономическими методами и струментами (налоги, таможенные пошлины, процентная ставка, ютный курс и т.д.). Хотя и здесь у государства имеются эконо-1еские рычаги — стоимость регистрации лицензионных догово-в, товарных знаков, патентные пошлины, стоимость подачи па­тентных заявок, научные фанты, литературные премии и т.д., они начительно влияют на объемы и структуру данных рынков. Гораздо большее значение имеют целевые государственные програм­мы научно-технического развития. Однако, как правило, выделяе­мые из бюджета средства на реализацию этих программ идут на создание закрытых информационных и технологических продуктов. Последние обычно вообще или долгое время не имеют коммерче­ского оборота, т.е. не попадают на рынки и создаются в целях обеспечения обороноспособности страны, информационной безо­пасности и пр. Кроме того, государство финансирует в основном фундаментальные исследования, которые находят коммерческое применение через значительный промежуток времени.

Что такое ИС и как связано это понятие с понятиями «инфор­мации» и «технологии», которые мы рассмотрели в предыдущих параграфах? Все очень просто: в области права экономические ка­тегории «информация» и «технология» преобразуются в понятие «интеллектуальная собственность», а она состоит из тех же объек­тов, а точнее, прав на эти объекты. Ведь с юридической точки зре­ния важны совокупность прав и обязанностей, характер и формы отношений между государством, юридическими, физическими ли­цами. В экономике отношения между субъектами также важны, но гораздо большую роль играют не права и обязанности лиц, а эко­номическая ценность материальных и нематериальных продуктов,и ресурсов для производителей и потребителей, продавцов и покупа­телей. От стоимости этих объектов и их качества зависят размеры доходов, издержек, прибылей коммерческих предприятий, совре­менный характер и качество жизни домашних хозяйств, производи­тельность труда и эффективность функционирования экономики в целом. Именно поэтому для экономистов ИС представляет собой не совокупность прав и обязанностей, а разновидность активов, подлежащих коммерческому использованию.

Однако с точки зрения регулирования данных рынков следует сде­лать уступку юристам и посмотреть их глазами на данную проблема­тику. В международном праве принята следующая трактовка ИС: «Ин­теллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

1)литературным, художественным и научным произведениям;

2)исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио-и телевизионным передачам;

3)изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

4)научным открытиям;

5)промышленным образцам;

6)товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наиме­нованиям и коммерческим обозначениям;

защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной облас­тях».

В этом перечне объекты 1 и 4 подлежат охране как объекты ав­арских прав, 2 — объекты смежных прав, все остальное в между­народном праве и национальных законодательствах обобщенно на­зывается промышленной собственностью.

Таким образом, административные правила как основной инст­румент регулирования рынков информации и технологии — это овокупность норм патентного законодательства, законов и норма­тивных актов в области охраны авторских и смежных прав.

Регулирование мировых информационно-технологических рын­ков осуществляется главным образом на национальном уровне, хотя -одписаны и действуют многочисленные международные конвен­ции, соглашения, двусторонние договоры в рассматриваемых облас­тях. В последних так и не удалось создать единой нормативной ба­зы, унифицировать разнообразную национальную практику оценки «обретений для выдачи патентов, защищать по всему миру автор­ские или смежные права на любое произведение, продукт творче­ской деятельности.

Тем не менее в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), ВОИС, в региональных интеграционных группировках действует ряд подобных соглашений. Наиболее важные из них следующие.

•Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) 1995 г.

•Конвенция по охране промышленной собственности от 20 мар­та 1883 г., Париж.

•Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 г., Вашингтон.

•Соглашение о международной регистрации знаков от 14 апре­ля 1891 г., Мадрид.

•Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г., Мюнхен.

•Евразийская патентная конвенция для стран СНГ от 9 сен­тября 1994 г., Москва.

ТРИПС нередко называют «минимальными стандартами». Дело в том, что на сегодняшний день не существует международного договора, конвенции или иного правового документа, устанавливаю­щего правила международного обращения такого широкого перечня зктов интеллектуального труда — начиная с изобретений, ком­пьютерных программ и заканчивая товарными знаками и топологи­ями интегральных микросхем. Важный шаг вперед в развитии меж-ународно-правовой регламентации функционирования рынков информации и технологий заключается в том, что впервые в дан­ном Соглашении оговорены положения по гражданским и админи­стративным процедурам, указаны необходимые средства, меры, специальные требования к проведению таможенных мероприятий и по борьбе с криминалом в рассматриваемой сфере.

Многие международные конвенции, перечисленные выше, ус­танавливают прогрессивные нормы, но без регламентации практи­ческого механизма их реализации они являются средствами «бу­мажной» защиты. Здесь записано, какой должна быть судебная
практика (процедура сбора доказательств, практика условных осуждений, судебный запрет, возмещение убытков и т.д.). ТРИПС пре­дусматривает уголовное преследование злонамеренного использова­ния чужих товарных знаков или нарушения авторского права- Со­глашение требует, чтобы страны-члены устанавливали эффективные процедуры по обеспечению защиты прав ИС, препятствующие к тому же дальнейшим правонарушениям. Однако ТРИПС не вы­деляет правила охраны ИС из общего законодательства стран-
членов, не требует создания специальных судебных систем и ничего не говорит об особом финансировании необходимых государствен­ных структурных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: