Ценообразование на рынках технологий и информации имеет свои особенности. В отличие от товарной продукции, в цены на которую обязательно входят издержки производителей (стоимость сырья, материалов, оплата труда наемных работников и т.д.), затраты на интеллектуальный труд также существуют, но в цену на результаты такого труда чаще всего не включаются. Это означает, что лабораторные исследования и соответствующая стоимость исследовательского оборудования, реактивов, аренда помещений, затраты работников интеллектуального труда на поиск нужной информации и другие издержки не влияют на коммерческую стоимость создаваемых технологий или информационных продуктов. Здесь ключевой фактор ценообразования — основная или дополнительная прибыль, которую получат пользователи таких продуктов в бизнес-процессах.
Стоимость консалтингового продукта на рынке зависит от его качества, той ценности, которую он представляет для консультируемого субъекта. На формирование цены производственной технологии главное влияние окажет рост производительности труда на предприятии, которое приобретает эту технологию? Издательство плаатит за роман писателю исходя из интереса читателей к публики, а не в объеме материальных и нематериальных затрат, которое он понес при написании произведения.
|
|
Вместе с тем на цену информационно-технологических прбдук-оказывает влияние их качество. Скажем, чем выше степень об-гки информации, тем больше величина добавленной стоимости при прочих равных условиях выше цена на продаваемый инфор-«жный продукт. Качественная аналитическая информация доспи по более высоким ценам, чем первичные данные, хотя пер-<ая необработанная информация может иметь очень высокую в первый момент ее появления. Цена на основных сегментах мирового информационного рынка дифференцируется: от монопольной, особенно в тех условиях, ко-ее источник — государство или специализированнаямеждународная организация, до рыночной, близкой к ценам в условиях со-эшенной конкуренции в сети Интернет. За коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности приняты три вида (способа) платежей: роялти, паушальный и комбинированный. Роялти — наиболее распространенная форма, это рента за пользование интеллектуальными ресурсами. Роялти означает периодическую выплату оговоренной в лицензированном контракте доли с той части прибыли лицензиата, которая зависит от эффективности использования приовретенной им технологии. Ставка роялти, таким образом, определяется соотношением дополнительной прибыли от внедрения технологий и стоимости чистых продаж. Обе величины устанавливаются в среднегодовом исчислении. Ставка роялти зависит также от объема выпуска, срока действия и вида лицензии: она самая высокая при полной лицензии (свыше 30%), высокая при исключительной 20%) и минимальная при простой или неисключительной Лицензии (до 10%).
|
|
В лицензионных контрактах роялти Может быть расчетной ве
личиной:
где Р — ставка роялти, в процентах от стоимости чистых продаж; ДП — среднегодовая дополнительная прибыль лицензиата от внедрения технологии; ЧП — среднегодовой объем чистых продаж лицензионной продукции.
Паушальная форма предусматривает единовременный платеж лицензиатом заранее установленной суммы лицензиару. Внесение платежа может быть поэтапным. При расчете величины паушального платежа исходят из того, что он должен быть равен аналогичной сумме роялти. Однако поскольку он выплачивается единовременно, то требует меньших расходов, связанных с оплатой банковского кредита для обеспечения сделки. На величину процента по кредитным операциям в стране лицензиара и уменьшается величина вознаграждения лицензиару, которая эквивалентна суммарной роялти за все годы действия лицензии.
Для расчета паушального платежа роялти для каждого года понижают, умножая на коэффициент дисконтирования, а затем суммируют. Чем/выше учетная ставка в стране лицензиара, тем меньше коэффициент дисконтирования и, следовательно, меньшую сумму получит щтнзтр в виде паушального платежа. Например, при ставке 3% коэффициент дисконтирования составит 0,9, при ставке 20% он будет равен 0,5. Очевидно, что одна и та же сумма роялти, помноженнная на 0,9, будет гораздо выше такой же суммы, помноженной на 0,5 Отсюда следует вывод о том, что лицензиары развитых стран всегда получают более высокие паушальные платежи, чем лицензиары развивающихся стран и стран с переходной экономикой при аналогичных условиях лицензионного контракта, потому что учетная ставка последних всегда на порядок выше.
Комбинированный платеж сочетает в себе периодические и единовременную выплаты и не менее широко распространен, чем роялти. Очень часто в лицензионном контракте указаны такие условия платежа, при которых вначале лицензиатом уплачивается некая фиксированная сумма, а затем регулярно вносятся роялти.