Механизм ценообразования на рынках объектов интеллектуального труда

Ценообразование на рынках технологий и информации имеет свои особенности. В отличие от товарной продукции, в цены на которую обязательно входят издержки производителей (стоимость сырья, материалов, оплата труда наемных работников и т.д.), затра­ты на интеллектуальный труд также существуют, но в цену на ре­зультаты такого труда чаще всего не включаются. Это означает, что лабораторные исследования и соответствующая стоимость исследо­вательского оборудования, реактивов, аренда помещений, затраты работников интеллектуального труда на поиск нужной информации и другие издержки не влияют на коммерческую стоимость созда­ваемых технологий или информационных продуктов. Здесь ключе­вой фактор ценообразования — основная или дополнительная при­быль, которую получат пользователи таких продуктов в бизнес-процессах.

Стоимость консалтингового продукта на рынке зависит от его качества, той ценности, которую он представляет для консульти­руемого субъекта. На формирование цены производственной техно­логии главное влияние окажет рост производительности труда на предприятии, которое приобретает эту технологию? Издательство плаатит за роман писателю исходя из интереса читателей к публи­ки, а не в объеме материальных и нематериальных затрат, которое он понес при написании произведения.

Вместе с тем на цену информационно-технологических прбдук-оказывает влияние их качество. Скажем, чем выше степень об-гки информации, тем больше величина добавленной стоимости при прочих равных условиях выше цена на продаваемый инфор-«жный продукт. Качественная аналитическая информация дос­пи по более высоким ценам, чем первичные данные, хотя пер-<ая необработанная информация может иметь очень высокую в первый момент ее появления. Цена на основных сегментах мирового информационного рынка дифференцируется: от монопольной, особенно в тех условиях, ко-ее источник — государство или специализированнаямеждунар­одная организация, до рыночной, близкой к ценам в условиях со-эшенной конкуренции в сети Интернет. За коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности приняты три вида (способа) платежей: роялти, паушальный и комбинированный. Роялти — наиболее распространенная форма, это рента за пользование интеллектуальными ресурсами. Роялти означает периодическую выплату оговоренной в лицензированном контракте доли с той части прибыли лицензиата, которая зависит от эффективности использования приовретенной им технологии. Ставка роялти, таким образом, определяется соотношением дополнительной прибыли от внедрения технологий и стоимости чистых продаж. Обе величины устанавливаются в среднегодовом исчислении. Ставка роялти зависит также от объема выпуска, срока действия и вида лицензии: она самая высокая при полной лицен­зии (свыше 30%), высокая при исключительной 20%) и минималь­ная при простой или неисключительной Лицензии (до 10%).

В лицензионных контрактах роялти Может быть расчетной ве­
личиной:

где Р — ставка роялти, в процентах от стоимости чистых продаж; ДП — среднегодовая дополнительная прибыль лицензиата от внедре­ния технологии; ЧП — среднегодовой объем чистых продаж лицензионной продукции.

Паушальная форма предусматривает единовременный платеж лицен­зиатом заранее установленной суммы лицензиару. Внесение платежа может быть поэтапным. При расчете величины паушального платежа исходят из того, что он должен быть равен аналогичной сумме роялти. Однако поскольку он выплачивается единовременно, то требует мень­ших расходов, связанных с оплатой банковского кредита для обеспече­ния сделки. На величину процента по кредитным операциям в стране лицензиара и уменьшается величина вознаграждения лицензиару, кото­рая эквивалентна суммарной роялти за все годы действия лицензии.

Для расчета паушального платежа роялти для каждого года по­нижают, умножая на коэффициент дисконтирования, а затем сум­мируют. Чем/выше учетная ставка в стране лицензиара, тем меньше коэффициент дисконтирования и, следовательно, меньшую сумму получит щтнзтр в виде паушального платежа. Например, при ставке 3% коэффициент дисконтирования составит 0,9, при ставке 20% он будет равен 0,5. Очевидно, что одна и та же сумма роялти, помноженнная на 0,9, будет гораздо выше такой же суммы, помно­женной на 0,5 Отсюда следует вывод о том, что лицензиары разви­тых стран всегда получают более высокие паушальные платежи, чем лицензиары развивающихся стран и стран с переходной экономи­кой при аналогичных условиях лицензионного контракта, потому что учетная ставка последних всегда на порядок выше.

Комбинированный платеж сочетает в себе периодические и еди­новременную выплаты и не менее широко распространен, чем ро­ялти. Очень часто в лицензионном контракте указаны такие усло­вия платежа, при которых вначале лицензиатом уплачивается некая фиксированная сумма, а затем регулярно вносятся роялти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: