Мировая торговля услугами на современном этапе

Таблица 7.1 Количество секторов и подсекторов услуг, включенных в списки обязательств стран-членов ВТО

количество секторов Число стран-членов Страны — члены ВТО
     
<20   В основном африканские и малые островные страны
21-60   Некоторые африканские страны, латиноамери­канские и азиатские страны: Польша, Румыния (Эквадор, Монголия)
     
>61   Все развитые страны; Венгрия, Чешская Респуб­лика, Словакия, Словения; Болгария, Панама, Грузия, Эстония, Иардания, Киргизия, Латвия, Албания, Смен, Хорватия, Литва, Молдава, Ки­тай, Тайвань

Как следует из приведенных данных, примерно одна треть стран — членов ВТО приняла на себя обязательства в отношений 20 или менее секторов из 155 секторов классификатора услуг. К этой груп­пе относятся практически все африканские страны, а также не­большие островные государства. Большая часть из них — наименее развитые страны.

Обязательства еще одной трети участников Уругвайского раунда охватывают от 21 до 60 секторов классификатора услуг. Сюда в ос­новном входят большинство латиноамериканских стран и крупные азиатские страны (Индия, Индонезия, Пакистан). В этой же группе находятся Польша и Румыния, а также страны, которые присоеди­нились к ВТО вскоре после завершения Уругвайского раунда (Эк­вадор и Монголия).

Наконец, третью группу стран, принявших обязательства в от­ношении более чем 60 секторов, составляют все развитие страны, а также Гонконг, Республика Корея, Таиланд, ЮАР. Страны с пере­ходной экономикой Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Словакия, Словения, Чешская Республика тогда Они еще не были членами ЕС и относились к группе стран ЦВЕ) также приняли обя­зательства в отношении значительного количества секторов. Харак­терно, что к этой же группе относятся все страны, присоединив­шиеся к ВТО по истечении нескольких лет после завершения мно­госторонних торговых переговоров Уругвайского раунда.

В ГАТС торговля услугами определяется как предоставление ус­луги: а) с территории одной страны — члена ВТО на территорию любой другой страны — члена ВТО; б) на территории одной страны — члена ВТО потребителю услуг любой другой страны-члена; в) по­ставщиком услуг одной страны — члена ВТО посредством коммер­ческого присутствия на территории любой другой страны-члена; г) поставщиком услуг одной страны — члена ВТО посредством при­сутствия физических лиц страны-члена на территории любой дру­гой страны-члена.

Эти способы торговли услугами обычно обозначаются так: спо­соб 1 — трансграничное предоставление услуг; способ 2 — потребление услуги за границей; способ 3 — коммерческое присутствие при оказании и продаже услуг, способ 4 — присутствие физических лиц при оказании и продаже услуги.

Трансграничное предоставление услуг (способ 1). В этом случае потребитель остается на территории своей страны, услуга пересекает национальные границы, а постав­щик находится в другой стране. Оказание услуги может осуществ­ляться, например, по телефону, факсу, Интернету или с помощью других компьютерных средств связи, телевидения либо путем от­правки документов, дисков, магнитных лент и т.д. по почте или курьером. Это схоже с традиционным представлением о торговле товарами, когда при доставке продукта потребитель и поставщик остаются на территориях своих стран. На самом деле услуги по транспортировке грузов, которые обеспечивают торговлю товарами, сами являются примерами трансграничного предоставления услуг. Другими примерами могут служить курсы заочного обучения, дис­танционное обучение и некоторые другие технологии.

Потребление услуг за границей (способ 2). В данном случае потребитель выезжает за пределы территории сво­ей страны и пользуется/покупает услуги в другой стране. Типичным примером является туристическая деятельность, поездки за рубеж и посещение там музеев и театров. Другой пример потребления услуг за границей — медицинское обслуживание нерезидентов и изучение иностранных языков за границей. Сюда входит и такая деятель­ность, как ремонт судов за границей, когда за границу перемещает­ся или там находится только имущество потребителя.

Коммерческое присутствие при оказании к продаже услуг (способ 3). Этот способ обычно присущ ситуации, когда для предоставления услуг необходимо установить коммерческое присутствие за границей, с тем чтобы обеспечить тесный контакт с потребителем на территории его страны на раз­личных этапах производства и оказания услуг, а также после их оказания. Коммерческое присутствие на рынке за границей вклю­чает не только юридических лиц в чисто юридическом смысле, но и юридические субъекты, которым присущи некоторые аналогичные характеристики, такие, как представительства и отделения. Соглас­но правилам ГАТС «предоставление услуги» включает производст­во, распространение, маркетинг, продажу и доставку. Примерами оказания услуг посредством коммерческого присутствия являются медицинские услуги, предоставляемые находящейся в иностранном владении больницей, обучение в школе, находящейся в иностран­ном владении, а также услуги, предоставляемые местным отделени­ем или филиалом иностранного банка.

Присутствие физических лиц при оказа­нии и продаже услуги (способ 4). Суть данного спо­соба в том, что для предоставления услуги на территорию страны потребителя прибывает физическое лицо либо самостоятельно, ли­бо по поручению своего работодателя. Таким образом, этот способ включает две разные категории физических лиц: самостоятельно занятые работники и наемные работники.

В трактовке Международного валютного фонда1 данный способ распространяется на две сферы: собственно торговлю услугами (на­пример, услуги аудитора по проверке финансовой деятельности, направленного иностранной фирмой, или предоставление услуг развлекательного характера самостоятельно занятым профессио­нальным иностранным артистом, который временно приехал на гастроли в принимающую страну) и занятость, т.е. вложение труда в процесс производства. Присутствие физических лиц включает только непостоянную занятость в стране потребителя.

Вместе с тем ГАТС не содержит определения понятия «непо­стоянная» занятость. Согласно обязательствам стран временный статус обычно охватывает период от двух до пяти лет и может варь­ировать в зависимости от категории физических лиц. Краткосроч­ная занятость иностранных врачей или учителей относится к спо­собу 4. Внутрикорпоративное перемещение персонала и, в более общем смысле, краткосрочная занятость иностранного персонала в зарубежных филиалах в особой степени относятся к контексту ГАТС, поскольку многие страны указывают эту подкатегорию фи­зических лиц в своих программах принятых обязательств. Другими примерами могут служить краткосрочная занятость строительных рабочих или наемных домашних работников.

По мнению значительной части экспертов, официальная стати­стика платежного баланса, в которой указывается ежегодный обо­рот по статье «услуги», не может дать точного представления о ме­ждународной торговле услугами, масштабы которой оказываются заниженными на 40—50%2. Рассмотрим мировой рынок услуг с по­зиции его основных участников и структуры поставляемых услуг.

За период с 1980 по 2004 г. объем экспорта коммерческих услуг увеличился в 5,4 раза, транспортных услуг - в 3 раза (до 500 млрд долл.), связанных с путешествиями - в 4,9 раза (до 625 млрд долл.), компьютерных, телекоммуникационных, информационных услуг - более чем в 4 раза, страховых и финансовых услуг - в 7 раз и т.д. Приведенные данные говорят о том, что наряду с ростом компьютерных, телекоммуникационных информационных услуг (а этот вид экспортируемых услуг стал занимать большую долю) про­изошло уменьшение в доли транспортных услуг. Это объясняется в первую очередь снижением тарифов на перевозки грузов, появле­нием новых перевозочных технологий и нового класса судов на морском транспорте, более вместительных, что сразу сказалось на стоимости фрахт* (80% мировой торговли осуществляется с помо­щью морского транспорта, поэтому и стали снижаться «на круг* тарифы на международные перевозки, что повлекло за собой сни­жение темпов роста объемов вырученных средств за экспорт транс­портных услуг, падение доли транспорта в экспорте коммерческих услуг и некоторое замедление экспорта услуг в целом).

Необходим тщательный мониторинг предоставления услуг в сфере путешествий, поскольку эта сфера напрямую связана с транспортом. Что касается роста объемов экспорта услуг «третьей» корзины (в табл. 13.2 - другие услуги), то они вполне очевидны и не требуют особых объяснений. С внедрением новых информаци­онных технологий, повсеместным распространением Интернета значительно повысились и доля, и абсолютные показатели. В бли­жайшем будущем, очевидно, экспорт этого вида услуг будет расти.

Данные по экспорту коммерческих услуг и абсолютные показа­тели экспорта представлены в табл. 7.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: