Мировые рынки услуг
В эпоху индустриального развития признаком благополучия считался рост объемов и удельного веса промышленного производства. С середины XX в. динамичное развитие национальной экономики стран стало определяться тем, насколько велик удельный вес сферы услуг, каковы показатели его роста и т.д. На долю этого сектора в начале XX в. приходилось менее 45% в отраслевом составе мирового ВВП. Несмотря на рост производства промышленных товаров и их широкую номенклатуру, производство сельскохозяйственных товаров (что, кстати, позволяет прокормить 6 млрд жителей Земли), доля промышленности и сельского хозяйства в мировом ВВП постоянно сокращалась. В настоящее время в совокупном мировом ВВП доля услуг составляет примерно 68%, промышленности — 28 и сельского хозяйства — 4%.
Отраслевой состав ВВП развитых стран отличается от среднемирового. По данным Мирового банка за 2003 г., доля сферы услуг у развитых стран составляет примерно 71%. Нельзя не отметить и того, что в. сфере услуг в развитых странах занято свыше половины всего самодеятельного населения. Что касается развивающихся стран, то отраслевой состав ВВП здесь несколько иной. На сектор услуг приходится 50%, на промышленность — 25 и на сельское хозяйство — 25% (у стран с низким уровнем ВВП). А вот для стран Латинской Америки, которые тоже относятся к категории развивающихся, указанные доли уже несколько иные — 68, 25 и 7% соответственно. В странах СНГ на сектор услуг приходится примерно 60%, на промышленность — 31 и на сельское хозяйство — 9%.
|
|
Мировая статистика за 2003 г. свидетельствует, что в мире насчитывается 14 стран, доля услуг у которых в структуре ВВП превышает 70%. Пять из них представляют когорту развивающихся, причем две — Гонконг и Панама — живут за счет сферы услуг: их доля услуг в ВВП составляет соответственно 88 и 81%. Далее идут США — 75%, Великобритания и Бразилия — по 73% и т.д. У стран ЕС этот показатель колеблется от 68 до 72%.
В отечественной и зарубежной литературе не существует единого определения понятия «услуги». Как правило, оно строится на противопоставлении понятий «товар» и «услуга». Услуги, если их также сравнивать,с товаром, производятся и потребляются в основном одновременно. Обычно указывается, что услуги нематериальны, недолговечны, не могут складироваться, храниться, они неосязаемы. Термин «услуги» охватывает разнородный круг нематериальных продуктов и видов деятельности, которые с трудом поддаются простому определению. Зачастую бывает также сложно отделить услуги от товаров, с которыми они могут быть в той или иной степени связаны.
|
|
Необходимость в определении понятия «услуги» существует не только и не столько для того, чтобы заполнить существующую «де-финиционную брешь». Общепринятый термин необходим сегодня в практических целях, в частности для принятия конкретных торго-во-политических решений. Как отмечалось в документах по случаю завершения Уругвайского раунда переговоров о создании ВТО и ГАТС (Генерального соглашения по торговле услугами), стал вырисовываться наиболее общий качественный признак услуг: их производство является видом деятельности, результат которой направлен на удовлетворение конкретной потребности покупателя. Услуга неотделима от процесса ее производства. Но продукцию услуги трудно измерить в количественных единицах и дать ей четкую количественную оценку. Услугу можно измерить в стоимостных единицах.
В ч. 1 ст. 1 п. 2 ГАТС понятие «услуги» включает любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти, а «услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти», означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг.
Приведем понятие «услуги» согласно трактовке «Системы национальных счетов 1993 года» (документ ООН)1, где дается следующее определение: «Услуги не могут принимать форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга. Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям».
И далее: «Целая группа отраслей, обычно классифицируемая как сфера услуг, занимается производством продукции, которой свойственны многие из характеристик товаров. В эту группу входят отрасли, имеющие отношение к предоставлению, хранению, передаче и распространению информации, оказанию консультационных услуг и организации досуга в самом широком смысле этих понятий, то есть речь идет о создании информационных программ на общие или специальные темы, подготовке выпусков новостей, материалов консультационного характера, разработке программного обеспечения, создании кинофильмов, музыкальных программ и т.д.
Продукция этих отраслей, в отношении которой могут устанавливаться права собственности, часто хранится на материальных носителях (бумага, магнитные ленты, диски и т.д.); она может продаваться и покупаться так же, как обычные товары. Независимо от того, как характеризуются эти продукты — как товары или как услуги, — они обладают очень важной общей характеристикой: они могут производиться одной единицей и поставляться другой единице, делая, таким образом, возможными разделение труда и создание рынков»
Итак, важный, по нашему мнению, момент — ряд услуг начинает принимать овеществленную форму. Например, это касается магнитных носителей, содержащих компьютерные программы, различную документацию и т.д. Вместе с тем с развитием и расширением сферы применения Интернета значительно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.
На наш взгляд, экономический смысл понятия «услуга» заключается в следующем: услуга — это нематериальное благо, характерными чертами которого являются потребление на месте его производства, наличие спроса и цены на соответствующем рынке и направленность на конкретное удовлетворение потребности покупателя.
Поскольку Россия намерена вступить в ВТО, правила и нормы международного обмена услугами будут распространяться и на нашу страну. Особое значение для развития международной торговли услугами имеет ГАТС, которое является составной частью пакета соглашений, лежащих в основе ВТО, и представляет собой многосторонний свод правил и принципов, регулирующих торговлю услугами.
|
|
Выработка механизма, определяющего принципы и правила взаимоотношений стран — членов ВТО в сфере международной торговли услугами, стала одним из важнейших достижений Уругвайского раунда. Эти договоренности зафиксированы в так называемом Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), которое в качестве Приложения 1В вошло составной частью в «Марра-кешское соглашение об образовании Всемирной торговой организации». Таким образом, ГАТС, вступившее в силу 1 января 1995 г., стало первым шагом на пути постепенного включения этого сектора мировой экономики в сферу многостороннего регулирования.
В преамбуле ГАТС указывается, что его задачами является установление принципов и правил в торговле-услугами в целях ее дальнейшего развития, либерализации путем проведения периодических раундов многосторонних торговых переговоров, а также ускорения экономического развития всех торговых партнеров. «Либерализация», однако, не означает «дерегулирование». В преамбуле подтверждается право стран — членов ВТО на введение новых нормативных актов, регулирующих поставку услуг, для достижения целей внутренней экономической политики. Более того, меры внутреннего регулирования сектора услуг, не охваченные соответствующими положениями ГАТС и не дискриминирующие иностранных поставщиков, вообще не подлежат включению в списки обязательств по ГАТС (например, законы, касающиеся регулирования конкуренции).
В ГАТС используется специальный классификатор, услуг, кото
рые разделены на 12 основных секторов, объединяющих примерно
160 видов услуг:
· деловые — 46 отраслевых видов услуг;
•коммуникационные — 25 видов;
|
|
•строительные и инжиниринговые — 5 видов;
•дистрибьюторские или услуги распределения — 5 видов;
•образовательные — 5 видов;
•услуги по охране окружающей среды — 3 вида;» финансовые — 17 видов;
•услуги здравоохранения — 4 вида;
•туристические — 4 вида;
•"услуги в области организации досуга, культуры, спорта — 5 видов;
•транспортные — 33 вида;
•прочие услуги.
Приведем расшифровку указанных выше позиций.
К деловым услугам относятся: профессиональные (правовые, бухгалтерские, архитектурные и др. — всего 11 видов); компьютерные (консультации, применение программ, ведение банка данных и др. — всего 4 вида); научно-исследовательские (всего 3 вида); услуги, связанные с арендой недвижимости (без обслуживающего персонала, связанные с судами, самолетами и др. — 4 вида); другие деловые услуги (реклама, исследования рынков, консалтинговые и др. — всего 19 видов).
Коммуникационные услуги объединяют почтовые услуги, курьерскую службу, телекоммуникационные (всего 15 видов); аудиовизуальные услуги (производство видеокассет и кинофильмов, радио и телевидение и др. — всего 10 видов).
Строительные услуги включает работу по сооружению строительных объектов и монтажу оборудования, которая выполняется работниками предприятия за пределами территории, на которой это предприятиё'Швдцйтся.
Дистрибьютерские услуги, или услуги распределения, включают, например, услуги оптовой торговли, перепродажу и т.д.
Образовательные услуги объединяют такие услуги, как дошкольное и среднее обраэование, профессиональная подготовка и др.
Услуги по охране окружающей среды представляют собой, например, услуги по переработке отходов, предоставление специальных экологических технологий и т.д.
Финансовые услуги объединяют 4 вида страхования и 13 видов банковских услуг.
Услуги в области здравоохранения включают услуги больниц, специализированных клиник и др.
Туристические услуги — это услуги, оказываемые отелями, ресторанами, туристическими агентствами и операторами, гидами ли~ цам, находящимся в пути, вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов.
Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — помимо ясности с данным видом услуг добавим, например, услуги, предоставляемые библиотеками, архивами и др.
Транспортные услуги включают морские транспортные услуги (пассажирские и грузовые перевозки, ремонт судов и т.д. — всего 6 видов); услуги внутреннего водного транспорта — 5 видов, воздушного транспорта — 5 видов; услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников, с эксплуатацией железнодорожного транспорта — 5 видов, автомобильного транспорта — 5 видов, трубопроводного транспорта — 3 вида; другие транспортные услуги — 3 вида.
Прочие услуги — различные услуги, например, по организации съездов и конференций, по проектированию интеръеров и др.
Как видим, 12 секторов объединяют обширный сектор услуг. Однако отметим, что статистика, особенно международная, учитывает не все виды услуг.
В статистике, публикуемой в изданиях ООН, Евростата, ВТО, крупных банков и др., используется термин «коммерческие услуги». Они, как правило, подразделяются на три крупные группы: транспортные, связанные с путешествиями, и так называемые другие услуги (в некоторых справочниках «другие услуги» подразделяются на две колонки — «услуги связи, информационные и другие услуги» и «страхование и финансовые услуги»). В статистике более или менее точно отслеживаются транспортные услуги и услуги, связанные с путешествиями. Их доли в мировой торговле услугами наиболее высоки. Под транспортными услугами понимаются услуги, оказываемые наземным, водным и воздушным транспортом. Трубопроводный транспорт не учитывается, поскольку практически во всех странах он проходит по отчетности энергетических (нефтяных, газовых) компаний.,
Под путешествиями понимаются туристические поездки. Здесь также имеются свои особенности. Воздушный транспорт ведет свою отчетность по пассажироперевозкам независимо от того, кто пользуется транспортом — туристы, обычные пассажиры, бизнесмены, экипажи морских судов и т.д. Туристические компании, поставляющие свою информацию в статистические органы, сообщают о туристических поездках, гостиничных услугах и др. Для анализа транспортных пассажирских потоков интерес представляют данные о путешествиях.
К «другим услугам» относятся услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные, информационные, роялти, лицензионные платежи, операционный лизинг и др.
По мнению большинства экспертов, данные по экспорту и импорту услуг занижены. Представить точные показатели о торговле услугами достаточно сложно: необходимо иметь хорошо отлаженные статистические службы, мощную систему учета и одинаковые методологические подходы. Зачастую услуги «проводятся» через внутрифирменный расчет по внутренним технологиям расчетов. (Например, можно ли со всей уверенностью заявлять, что подвоз спиленных деревьев от делянки до пилорамы леспромхоза — а это транспортная услуга — отдельно учитывается при поставке этой древесины из России в Германию в качестве именно экспортируемой транспортной услуги, а не просто в цене товара?). Из статистического учета выпадают доходы по значительным сегментам банковских и страховых операций.
Предоставление транспортных услуг, например, практически всегда связано со страхованием, но в статистике разных стран не всегда показатель «страхование» разбивается на подпоказатели. Кроме того, не во всех странах популярно страхование грузов при транспортировке. В России, например, только 10—12% грузов страхуются.
Страны — члены ВТО принимают на себя определенные обязательства и по сфере услуг.
По данным Секретариата ВТО, в среднем количество секторов, охваченных обязательствами стран-членов, составляет примерно 25, т.е. около 16% от общего числа секторов услуг, перечисленных в классификаторе. ГАТС не устанавливает никаких ограничений ни на число включаемых секторов услуг, ни на степень доступа к рынку. Теоретически стране достаточно принять на себя обязательство лишь в отношении одного какого-либо сектора, для того чтобы выполнить более общие условия членства в ВТО — иметь списки обязательств в секторе услуг.
На практике этого, конечно, не происходит, хотя между уровнем развития стран-членов и количеством секторов, включенных в перечни их обязательств, просматривается непосредственная зависимость. Явное включение из этой тенденции составляют страны, присоединившиеся к ВТО после завершения Уругвайского раунда.
Поскольку мы рассматриваем услуги в контексте мировой экономики, необходимо представить, как в ГАТС трактуется международная торговля услугами (табл. 7.1).