ГАТС в мировой торговле услугами

Мировые рынки услуг

В эпоху индустриального развития признаком благополучия считался рост объемов и удельного веса промышленного производ­ства. С середины XX в. динамичное развитие национальной эконо­мики стран стало определяться тем, насколько велик удельный вес сферы услуг, каковы показатели его роста и т.д. На долю этого сек­тора в начале XX в. приходилось менее 45% в отраслевом составе мирового ВВП. Несмотря на рост производства промышленных то­варов и их широкую номенклатуру, производство сельскохозяйст­венных товаров (что, кстати, позволяет прокормить 6 млрд жителей Земли), доля промышленности и сельского хозяйства в мировом ВВП постоянно сокращалась. В настоящее время в совокупном ми­ровом ВВП доля услуг составляет примерно 68%, промышленности — 28 и сельского хозяйства — 4%.

Отраслевой состав ВВП развитых стран отличается от средне­мирового. По данным Мирового банка за 2003 г., доля сферы услуг у развитых стран составляет примерно 71%. Нельзя не отметить и того, что в. сфере услуг в развитых странах занято свыше половины всего самодеятельного населения. Что касается развивающихся стран, то отраслевой состав ВВП здесь несколько иной. На сектор услуг приходится 50%, на промышленность — 25 и на сельское хо­зяйство — 25% (у стран с низким уровнем ВВП). А вот для стран Латинской Америки, которые тоже относятся к категории разви­вающихся, указанные доли уже несколько иные — 68, 25 и 7% со­ответственно. В странах СНГ на сектор услуг приходится примерно 60%, на промышленность — 31 и на сельское хозяйство — 9%.

Мировая статистика за 2003 г. свидетельствует, что в мире на­считывается 14 стран, доля услуг у которых в структуре ВВП пре­вышает 70%. Пять из них представляют когорту развивающихся, причем две — Гонконг и Панама — живут за счет сферы услуг: их доля услуг в ВВП составляет соответственно 88 и 81%. Далее идут США — 75%, Великобритания и Бразилия — по 73% и т.д. У стран ЕС этот показатель колеблется от 68 до 72%.

В отечественной и зарубежной литературе не существует единого определения понятия «услуги». Как правило, оно строится на проти­вопоставлении понятий «товар» и «услуга». Услуги, если их также сравнивать,с товаром, производятся и потребляются в основном од­новременно. Обычно указывается, что услуги нематериальны, недол­говечны, не могут складироваться, храниться, они неосязаемы. Тер­мин «услуги» охватывает разнородный круг нематериальных продук­тов и видов деятельности, которые с трудом поддаются простому оп­ределению. Зачастую бывает также сложно отделить услуги от това­ров, с которыми они могут быть в той или иной степени связаны.

Необходимость в определении понятия «услуги» существует не только и не столько для того, чтобы заполнить существующую «де-финиционную брешь». Общепринятый термин необходим сегодня в практических целях, в частности для принятия конкретных торго-во-политических решений. Как отмечалось в документах по случаю завершения Уругвайского раунда переговоров о создании ВТО и ГАТС (Генерального соглашения по торговле услугами), стал выри­совываться наиболее общий качественный признак услуг: их произ­водство является видом деятельности, результат которой направлен на удовлетворение конкретной потребности покупателя. Услуга не­отделима от процесса ее производства. Но продукцию услуги труд­но измерить в количественных единицах и дать ей четкую количе­ственную оценку. Услугу можно измерить в стоимостных единицах.

В ч. 1 ст. 1 п. 2 ГАТС понятие «услуги» включает любой вид ус­луг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при ис­полнении функций правительственной власти, а «услуга, постав­ляемая при исполнении функций правительственной власти», озна­чает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой осно­ве и не на условиях конкуренции с одним или несколькими по­ставщиками услуг.

Приведем понятие «услуги» согласно трактовке «Системы на­циональных счетов 1993 года» (документ ООН)1, где дается сле­дующее определение: «Услуги не могут принимать форму матери­альных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга. Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потреби­телей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потреб­ляющих эти услуги. Момент завершения производства услуг совпа­дает с моментом предоставления этих услуг потребителям».

И далее: «Целая группа отраслей, обычно классифицируемая как сфера услуг, занимается производством продукции, которой свойственны многие из характеристик товаров. В эту группу входят отрасли, имеющие отношение к предоставлению, хранению, пере­даче и распространению информации, оказанию консультационных услуг и организации досуга в самом широком смысле этих понятий, то есть речь идет о создании информационных программ на общие или специальные темы, подготовке выпусков новостей, материалов консультационного характера, разработке программного обеспече­ния, создании кинофильмов, музыкальных программ и т.д.

Продукция этих отраслей, в отношении которой могут устанав­ливаться права собственности, часто хранится на материальных но­сителях (бумага, магнитные ленты, диски и т.д.); она может прода­ваться и покупаться так же, как обычные товары. Независимо от того, как характеризуются эти продукты — как товары или как ус­луги, — они обладают очень важной общей характеристикой: они могут производиться одной единицей и поставляться другой едини­це, делая, таким образом, возможными разделение труда и создание рынков»

Итак, важный, по нашему мнению, момент — ряд услуг начи­нает принимать овеществленную форму. Например, это касается магнитных носителей, содержащих компьютерные программы, раз­личную документацию и т.д. Вместе с тем с развитием и расшире­нием сферы применения Интернета значительно снижается необхо­димость использования для услуг материальной оболочки.

На наш взгляд, экономический смысл понятия «услуга» заклю­чается в следующем: услуга — это нематериальное благо, характер­ными чертами которого являются потребление на месте его производ­ства, наличие спроса и цены на соответствующем рынке и направлен­ность на конкретное удовлетворение потребности покупателя.

Поскольку Россия намерена вступить в ВТО, правила и нормы международного обмена услугами будут распространяться и на на­шу страну. Особое значение для развития международной торговли услугами имеет ГАТС, которое является составной частью пакета со­глашений, лежащих в основе ВТО, и представляет собой многосто­ронний свод правил и принципов, регулирующих торговлю услугами.

Выработка механизма, определяющего принципы и правила взаимоотношений стран — членов ВТО в сфере международной тор­говли услугами, стала одним из важнейших достижений Уругвайского раунда. Эти договоренности зафиксированы в так называе­мом Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), кото­рое в качестве Приложения 1В вошло составной частью в «Марра-кешское соглашение об образовании Всемирной торговой органи­зации». Таким образом, ГАТС, вступившее в силу 1 января 1995 г., стало первым шагом на пути постепенного включения этого секто­ра мировой экономики в сферу многостороннего регулирования.

В преамбуле ГАТС указывается, что его задачами является уста­новление принципов и правил в торговле-услугами в целях ее даль­нейшего развития, либерализации путем проведения периодических раундов многосторонних торговых переговоров, а также ускорения экономического развития всех торговых партнеров. «Либерализа­ция», однако, не означает «дерегулирование». В преамбуле под­тверждается право стран — членов ВТО на введение новых норма­тивных актов, регулирующих поставку услуг, для достижения целей внутренней экономической политики. Более того, меры внутренне­го регулирования сектора услуг, не охваченные соответствующими положениями ГАТС и не дискриминирующие иностранных по­ставщиков, вообще не подлежат включению в списки обязательств по ГАТС (например, законы, касающиеся регулирования конкуренции).

В ГАТС используется специальный классификатор, услуг, кото­
рые разделены на 12 основных секторов, объединяющих примерно
160 видов услуг:

· деловые — 46 отраслевых видов услуг;

•коммуникационные — 25 видов;

•строительные и инжиниринговые — 5 видов;

•дистрибьюторские или услуги распределения — 5 видов;

•образовательные — 5 видов;

•услуги по охране окружающей среды — 3 вида;» финансовые — 17 видов;

•услуги здравоохранения — 4 вида;

•туристические — 4 вида;

•"услуги в области организации досуга, культуры, спорта — 5 видов;

•транспортные — 33 вида;

•прочие услуги.

Приведем расшифровку указанных выше позиций.

К деловым услугам относятся: профессиональные (правовые, бухгалтерские, архитектурные и др. — всего 11 видов); компьютер­ные (консультации, применение программ, ведение банка данных и др. — всего 4 вида); научно-исследовательские (всего 3 вида); услу­ги, связанные с арендой недвижимости (без обслуживающего пер­сонала, связанные с судами, самолетами и др. — 4 вида); другие деловые услуги (реклама, исследования рынков, консалтинговые и др. — всего 19 видов).

Коммуникационные услуги объединяют почтовые услуги, курьер­скую службу, телекоммуникационные (всего 15 видов); аудиовизу­альные услуги (производство видеокассет и кинофильмов, радио и телевидение и др. — всего 10 видов).

Строительные услуги включает работу по сооружению строи­тельных объектов и монтажу оборудования, которая выполняется работниками предприятия за пределами территории, на которой это предприятиё'Швдцйтся.

Дистрибьютерские услуги, или услуги распределения, включают, например, услуги оптовой торговли, перепродажу и т.д.

Образовательные услуги объединяют такие услуги, как дошкольное и среднее обраэование, профессиональная подготовка и др.

Услуги по охране окружающей среды представляют собой, напри­мер, услуги по переработке отходов, предоставление специальных экологических технологий и т.д.

Финансовые услуги объединяют 4 вида страхования и 13 видов банковских услуг.

Услуги в области здравоохранения включают услуги больниц, специализированных клиник и др.

Туристические услуги — это услуги, оказываемые отелями, рес­торанами, туристическими агентствами и операторами, гидами ли~ цам, находящимся в пути, вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов.

Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — по­мимо ясности с данным видом услуг добавим, например, услуги, предоставляемые библиотеками, архивами и др.

Транспортные услуги включают морские транспортные услуги (пассажирские и грузовые перевозки, ремонт судов и т.д. — всего 6 видов); услуги внутреннего водного транспорта — 5 видов, воздушного транспорта — 5 видов; услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников, с эксплуатацией железнодорожного транс­порта — 5 видов, автомобильного транспорта — 5 видов, трубопро­водного транспорта — 3 вида; другие транспортные услуги — 3 вида.

Прочие услуги — различные услуги, например, по организации съездов и конференций, по проектированию интеръеров и др.

Как видим, 12 секторов объединяют обширный сектор услуг. Однако отметим, что статистика, особенно международная, учиты­вает не все виды услуг.

В статистике, публикуемой в изданиях ООН, Евростата, ВТО, крупных банков и др., используется термин «коммерческие услуги». Они, как правило, подразделяются на три крупные группы: транс­портные, связанные с путешествиями, и так называемые другие ус­луги (в некоторых справочниках «другие услуги» подразделяются на две колонки — «услуги связи, информационные и другие услуги» и «страхование и финансовые услуги»). В статистике более или менее точно отслеживаются транспортные услуги и услуги, связанные с путешествиями. Их доли в мировой торговле услугами наиболее высоки. Под транспортными услугами понимаются услуги, оказы­ваемые наземным, водным и воздушным транспортом. Трубопро­водный транспорт не учитывается, поскольку практически во всех странах он проходит по отчетности энергетических (нефтяных, га­зовых) компаний.,

Под путешествиями понимаются туристические поездки. Здесь также имеются свои особенности. Воздушный транспорт ведет свою отчетность по пассажироперевозкам независимо от того, кто поль­зуется транспортом — туристы, обычные пассажиры, бизнесмены, экипажи морских судов и т.д. Туристические компании, постав­ляющие свою информацию в статистические органы, сообщают о туристических поездках, гостиничных услугах и др. Для анализа транспортных пассажирских потоков интерес представляют данные о путешествиях.

К «другим услугам» относятся услуги связи, строительные, стра­ховые, финансовые, компьютерные, информационные, роялти, ли­цензионные платежи, операционный лизинг и др.

По мнению большинства экспертов, данные по экспорту и им­порту услуг занижены. Представить точные показатели о торговле услугами достаточно сложно: необходимо иметь хорошо отлажен­ные статистические службы, мощную систему учета и одинаковые методологические подходы. Зачастую услуги «проводятся» через внутрифирменный расчет по внутренним технологиям расчетов. (Например, можно ли со всей уверенностью заявлять, что подвоз спиленных деревьев от делянки до пилорамы леспромхоза — а это транспортная услуга — отдельно учитывается при поставке этой древесины из России в Германию в качестве именно экспортируе­мой транспортной услуги, а не просто в цене товара?). Из статисти­ческого учета выпадают доходы по значительным сегментам бан­ковских и страховых операций.

Предоставление транспортных услуг, например, практически все­гда связано со страхованием, но в статистике разных стран не всегда показатель «страхование» разбивается на подпоказатели. Кроме того, не во всех странах популярно страхование грузов при транспорти­ровке. В России, например, только 10—12% грузов страхуются.

Страны — члены ВТО принимают на себя определенные обяза­тельства и по сфере услуг.

По данным Секретариата ВТО, в среднем количество секторов, охваченных обязательствами стран-членов, составляет примерно 25, т.е. около 16% от общего числа секторов услуг, перечисленных в классификаторе. ГАТС не устанавливает никаких ограничений ни на число включаемых секторов услуг, ни на степень доступа к рын­ку. Теоретически стране достаточно принять на себя обязательство лишь в отношении одного какого-либо сектора, для того чтобы вы­полнить более общие условия членства в ВТО — иметь списки обя­зательств в секторе услуг.

На практике этого, конечно, не происходит, хотя между уров­нем развития стран-членов и количеством секторов, включенных в перечни их обязательств, просматривается непосредственная зави­симость. Явное включение из этой тенденции составляют страны, присоединившиеся к ВТО после завершения Уругвайского раунда.

Поскольку мы рассматриваем услуги в контексте мировой эко­номики, необходимо представить, как в ГАТС трактуется междуна­родная торговля услугами (табл. 7.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: