Методы и методологические принципы психофизиологии труда

Понятие психофизиологии проф. деятельности, ее цели и задачи.

Дисциплины, изучающие труд, их взаимосвязь и история возникновения.

Вообще труд изучается многими дисциплинами и это обусловлено значимостью трудовой деятельности функционирования общества. Среди особо значимых дисциплин выделим следующие:

1. Физиология труда изучает особенности проявления физиологических процессов трудовой деятельности (деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхательная система, двигательный аппарат, нервная регуляция трудовой деятельности, гуморальная регуляция, проблема утомления связана с проблемой работоспособности человека, режимы труда и отдыха, тяжесть труда).

2. Психология труда изучает закономерности протекания психических процессов трудовой деятельности, а также особенности психических свойств человека (внимание, память, мышление, восприятие, эмоциональное состояние, стрессовое состояние, темперамент человека, особенности различных темпераментов в трудовой деятельности).

3. Производственная санитария и гигиена труда изучает влияние окружающей Среды на здоровье и работоспособности человека (рабочая поза, сменность работы, количество переработанной информации в единицу времени, нервная эмоциональная нагрузка, интеллектуальная нагрузка, производственный травматизм).

4. Социальная психология изучает взаимодействие человека, как представителя определенной группы, с другими членами коллектива. Контакт с другими людьми - самый важный стрессор человека.

5. Инженерная психология изучает деятельность человека при его взаимодействии с техническими средствами, изучает функции оператора в системах человек - машина.

Также такие дисциплины как организация труда, нормирование труда, экономика труда, социология труда и т.д. Все эти дисциплины изучают различные аспекты трудовой деятельности.

Содержание исследований в области психофизиологии труда позволяет сделать вывод о том, что объектом ее изучения является человек. Предметом же предстают психические и физиологические функции организма в трудовой деятельности. С другой стороны объектом изучения экономики труда, является труд, трудовой процесс или трудовая деятельность. Но имеется часть этого объекта, которая исследуется психофизиологами труда. Речь идет о психофизиологических особенностях (проявлениях) трудовой деятельности. Таким образом можно сказать, что здесь налицо пересечение двух объектов исследования, выступающее как единый предмет изучения. Следовательно, предмет изучения психофизиологии труда есть результат суперпозиции (наложения) двух объектов исследования: человека и трудовой процесса.

Под психофизиологией проф. деятельности будем понимать комплекс научных дисциплин, изучающий физиологические и психические функции человека в процессе труда с целью достижения его высокой производительности и надежности.

Сам по себе термин «психофизиология труда» имеет довольно широкое распространение в экономической литературе, однако следует указать на корректность использования этого термина в научных рассуждениях. В нашем случае психофизиология понимается как активное соединение двух начал: психологического и физиологического. Поэтому мы будем рассматривать психофизиологию проф. деятельности как комплексную науку, объединяющую результаты исследований физиологических и психических функций человека в процессе труда. Так же необходимо отметить, что сам по себе труд не обладает физиологическими и психическими функциями, ими обладает человек, его организм. Значит правильнее было бы использовать термин «психофизиология человека в процессе труда». Между тем, исторически сложилось таким образом, что термин «психофизиология труда» довольно широко распространился в печатных изданиях. Поэтому воспользуемся в последующем этим термином.

Объектом психофизиологии проф. деятельности является человек в процессе труда. Предмет дисциплины - сущность, особенности и факторы протекания основных психофизиологических процессов человека в период его трудовой деятельности.

Психофизиология проф. деятельности решает следующие вопросы:

- оценка надежности, точности и стабильности деятельности человека-оператора;

- психофизиологические основы построения профессии;

- основы профессиографии;

- обучение работников той или иной специальности;

- отбор работников;

- распределение функций между человеком и машиной;

- исследования влияния эмоционального состояния человека на эффективность его деятельности.

Отсюда вытекают следующие цели психофизиологии проф. деятельности:

1. Обеспечение надежной работы системы человек-машина-среда.

2. Согласование технических средств с особенностями человека (как физиологическими, так и психическими).

3. Создание безопасных и комфортабельных условий труда.

4. Подготовка человека к работе в условиях автоматизированного производства.

Методологическое обеспечение психофизиологических исследований составляют четыре основополагающие принципа: принцип нервизма, принцип единства организма с окружающей средой, принцип относительной самостоятельности организма (гомеостата) и эволюционный принцип.

Принцип нервизма заключается в том, что ведущую, решающую роль в жизнедеятельности организма играет центральная нервная система. Она осуществляет прием, переработку, хранение информации. Вырабатывает программу действий индивида и запускает в работу по этой программе исполнительные органы и ткани человеческого тела. ЦНС формирует психологическую установку человека в его деятельности, при этом, например, что-то представив себе или вообразив, человек может вызвать такие же реакции организма, как и реальные события, отраженные в возникшем образе. ЦНС выполняет три основных функции в процессе труда: рефлекторную, координационную, интегративную).

Вторым важнейшим принципом является принцип единства организма и внешней среды. Они функционируют как два элемента единой системы. Любое изменение среды влечет за собой соответствующее изменение в организме человека и наоборот, человек активно воздействует на производственную среду, видоизменяя ее.

Третий принцип заключается в том, что не смотря на внешние воздействия, человек сохраняет свою целостность и относительное постоянство своей внутренней среды.

Четвертый принцип заключается в том, что в процессе труда человек постоянно развивается, совершенствует свои навыки и умения, то есть эволюционирует.

В общем виде под методом понимается способ изучения исследуемого объекта. Так как эргономика наука комплексная, то она опирается на специфические методы таких наук, как физиология, психология, инженерные науки и т.д.

В качестве основных можно назвать следующие методы:

1. Наблюдение. Достоинства: простота, возможность фиксации необходимой информации. Недостатки: недоступность некоторых очень важных элементов проф. Деятельности непосредственному восприятию или их маскировка; большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя. Существуют следующие разновидности:

В зависимости от активности наблюдателя может быть включенное и невключенное наблюдение.

Включенное наблюдение - исследователь непосредственно включен в трудовой процесс (при составлении профессиограммы, осваивая эту профессию исследователь определяет те качества, которые необходимы работнику для ее выполнения). Наблюдатель включается в определенную социальную или производственную ситуацию и анализирует событие «изнутри», он выступает как член наблюдаемой группы.

Невключенное (стороннее) наблюдение (сторонним наблюдателем, невключающимся в трудовой процесс, т.е. исследователь ведет наблюдение извне.

В зависимости от позиции наблюдателя дифференцируются открытое и скрытое наблюдение. Открытое наблюдение проходит в условиях осознанного наблюдаемым факта присутствия посторонних лиц. При этом поведение человека, знающего, что за ним наблюдают, может измениться. Поведение меняется значительно, если человек знает, с какой целью за ним наблюдают. Скрытое наблюдение осуществляется через стеклянную стену. Пропускающую свет в одном направлении, а также с использованием скрытой камеры. Применение такого вида наблюдения связано с определенной этической проблемой.

В зависимости от количества и полноты наблюдаемых фактов различают сплошное и выборочное наблюдение. Регулярное наблюдение в течение определенного периода, в ходе которого фиксируются все проявления деятельности человека, называется сплошным. При выборочном наблюдении регистрируется какое-либо одно явление.

В зависимости от длительности и хронологической организации различают долговременное (лонгитюдное) и кратковременное наблюдение. Долговременное наблюдение осуществляется при изучении какого-либо явления в течение нескольких часов, дней, а иногда и нескольких лет. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления. Кратковременное наблюдение может быть периодическим или одиночным и ограничено несколькими часами, днями, неделями.

По местонахождению объекта восприятия различают внешнее и внутреннее наблюдение. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о человеке или процессе путем наблюдения за ним со стороны, оно позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Внешнему наблюдению подвергаются также способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. При внутреннем наблюдении, или самонаблюдении, исследователь наблюдает за собой, своими ощущениями, переживаниями, изменениями, происходящими в его психической деятельности.

По времени проведения интерпретации наблюдаемых явлений дифференцируют наблюдение с отсроченной интерпретацией и оперативное наблюдение. В первом случае объяснение наблюдаемых психологических фактов осуществляется после процесса их восприятия. Во втором – интерпретация осуществляется во время восприятия психологических фактов, влияющих на оперативное принятие решения (например, в ходе психологического консультирования).

Области применения наблюдения: анализ поведения субъекта; наблюдение за работой субъекта; наблюдение за поведением различных субъектов в одинаковых условиях.

2. Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать необходимые для эксперимента условия и неоднократно воспроизводить его в тех же условиях.

Моделирование целостной деятельности в условиях лабораторного эксперимента характерно для сложных видов труда (транспорт, энергетические системы и т.д.) и предполагает использование разнообразных тренажеров.

К достоинствам лабораторного эксперимента относятся возможность создавать условия, вызывающие необходимый психический процесс, и обеспечивать строгий учет измерения раздражителей и ответных реакций, возможность повторения опытов и математической обработки результатов.

Среди недостатков можно выделить условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности; испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования.

Разновидность эксперимента, позволяющего избежать названных недостатков является естественный лабораторный эксперимент, т.е, проводимый в естественных условиях производства, учебы и т.д. Работнику предлагается выполнять обычные для него действия, манипулировать со знакомыми предметами, орудиями труда и др.

Эксперименты могут быть констатирующими, т.е. направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующим, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психофизиологических особенностей. Если происходит обучение каким-либо новым знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент становится обучающим. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент является воспитательным.

3. Тестовой метод - может определить особенности человека, его темперамент, характер, склонности к выполнению той или иной работы. Этот метод используется при изучении субъекта труда. Существует три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта: объективный, субъективный и проективный.

Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными.

К объективным тестам относятся тесты действия и ситуационные тесты. Для целей профессионального отбора в большей степени используются ситуационные тесты.

Субъективный подход предполагает диагностику свойств основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты–опросники, оценивающие личностыне черты и диагностирующие интересы и установки людей (опросник Г. Айзенка, Е.А. Климова и др.).

Проективный подход предполагает проведение диагностики, основанноЁй на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.

Тест - это теоретически и имперически ообснованная система высказываний или заданий, позволяющая получить измерения составляющих психологических свойств. Широкое применение тестовых испытаний началось с конце прошлого века, особенно в Америке, тестовым испытаниям подвергались практически все школьники при переходе из класса в класс, при устройства на работу. Но было очень много нареканий, особенно при расчете коэффициента интеллекта. В 60-е г. конгресс США рассмотрел вопрос о запрещении тестовых методик, но это решение не было принято. Тестовые методики могут быть заданы различным образом. Различают открытые и закрытые тесты. Открытый тест - это тест, который трудно обрабатывать, и в котором нет вариантов ответа. Закрытый тест - есть заданные варианты ответов, из которых нужно выбрать на взгляд тестируемого правильный. Валидность теста - это одна из качественных характеристик теста, которая указывает на соответствие между степенью выраженности изучаемого свойства и методом его измерения. Тест валидный - это значит, что он позволяет измерять или оценить то свойство, ради которого он и создавался.

4. Метод изучения продуктов деятельности. Данный метод может стать существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные продукты деятельности, так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности. Вариантом данного метода является анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психофизиологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психофизиологическим особенностям работника. И специфику так называемых опасных профессий. С помощью этих методов можно измерять работоспособность человека, оценить степень его утомления и др.

5. Количественные методы. С помощью различных формул можно определить эффективность тех или иных эргономических разработок.

6. Методы основанные на анализе документации (больничные листы, акты о производственном травматизме, анализ тарифно-квалификационных справочников, где дано описание массовых процессов и тех требований, которые предъявляют не только к знаниям работника, но и к особенностям его техники).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: