Приспособление темперамента к трудовой деятельности

Все профессии условно можно разделить на 2 группы:

1. профессии с абсолютной пригодностью: эти профессии предъявляют четкие требования (космонавт, летчик и др.);

2. профессии с относительной профпригодностью (их большинство): здесь отсутствие одних качеств может быть компенсировано наличием других.

В некоторых видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход и выполнение, но в определенной мере и результат деятельности. По отношению к этим видам деятельности можно говорить о более или менее благоприятных динамических чертах психики человека. В тех областях труда, где предъявляются достаточно жесткие требования к темпу или интенсивности работы, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к данной деятельности. В некоторых профессиях (первая группа) требования к динамическим свойствам настолько высоки, что возникает надобность в предварительном отборе людей по таким свойствам. Например, тем кто хочет стать летчиком-испытателем, или овладеть некоторыми видами циркового искусства нужно обладать подвижным и сильным типом нервной системы. Эмоциональная возбудимость как сторона темперамента необходима в деятельности актера и музыканта.

Но в большинстве профессий (вторая группа) свойства темперамента, сказываясь на динамике процесса деятельности, не влияют на ее конечную продуктивность. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.

Приспособление темперамента к трудовой деятельности происходит:

- путем выработки индивидуального стиля деятельности;

- путем выработки индивидуального подхода к работнику;

- сочетанием различных типов темпераментов в трудовой деятельности (при организации бригады, различные типы темперамента у работников как бы дополняют друг друга, например, подвижный тип обеспечивает быстрое приспособление группы к условиям работы; инертные придают успеху устойчивость, надежность в однообразных условиях выполнения деятельности; когда подвижные скучные могут отрицательно влиять, слабые обеспечивают реактивность группы; сильные заражают всех членов группы своей энергией, целеустремленностью).

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они привлекаются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

Психологи и физиологи обратили внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивали эту идею многие советские исследователи. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М. Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определиться. Как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, боксера – необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддаются тренировке, они ограничены свойствами темперамента (профессии с абсолютной профпригодностью).

Например, известно, что слаборазвитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции могут быть развиты путем индивидуальной тренировки лишь в определенных пределах. В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к различным специальностям. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма деятельности к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой – меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Например, холерику очень трудно вначале совершать деятельность, требующую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, т.к. его природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость. Однако по мере учета ошибок, осознания своих недостатков у него будут развиваться и укрепляться новые темп и динамика психических процессов, и тем самым, темперамент будет подчиняться требованиям деятельности. Таким образом, в начале деятельности естественные особенности личности способствуют успеху деятельности или тормозят ее, но потом при длительном занятии данным видом деятельности эти особенности адаптируются, их проявление становится адекватным требованиям деятельности.

Интересно, что в условиях совместной деятельности людей (если вместе работают, например, двое) черты их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат, чем в тех случаях, когда каждый работает индивидуально. При этом обнаруживаются более благоприятные и менее благоприятные сочетания разных типов темперамента. Так, например. В некоторых видах занятий участие холерика оказывается более эффективным, когда он работает совместно с флегматиком или меланхоликом, чем когда его партнером является сангвиник или холерик. Такого рода факты показывают, что нельзя оценивать значение тех или иных свойств темперамента, не учитывая совместный характер многих видов деятельности.

Темперамент и стиль работы. Темперамент, определяемый физиологическими механизмами психического отражения и определяющий динамику психических процессов, наиболее биологически обусловлен из всех психических процессов. Поэтому он и наименее поддается формированию, для которого необходима только повторение, т.е. тренировка в ее “чистом” виде. Тренировка, в той мере. В какой она формирует любые физиологические функции, обеспечивая биологическую адаптацию организма. Может изменять и отчасти и свойства нервных процессов.

Но темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего и его направленности.

Стиль работы – это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатывания, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса. В требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но это целеустремленность и настойчивость проявляется им когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонности к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако он не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто “опускает руки”, проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Флегматик. Черты темперамента наиболее соответствуют такой производственной работе, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.

Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому. Что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не мешая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Холерик. Наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальной напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Успех ему необходим и в теоретическом и производственном обучении.

Холерика приходиться постоянно сдерживать. При этом важно научить работника самостоятельному анализу своих действий. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач – а они в период обучения у него бывают часто – он может принять опрометчивые решения. Самообладанию, притормаживанию “разбушевавшихся” чувств можно научить, если во всех подобных ситуациях “охлаждать” его каким-либо спокойным, но впечатляющим замечанием по поводу его несдержанности, ни в коем случае не унижая при этом его достоинства.

Меланхолик. В отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время переживая обиды и даже незначительные “уколы” самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его не долго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой – при подавленном. Обучать меланхолика трудно, а в условиях, угрожающих чрезвычайными осложнениями и происшествиями, - опасно и нецелесообразно.

Однако несоответствие тех или иных черт темперамента какой либо профессии или виду производственной работы может быть компенсировано другими психическими свойствами, присущими данной личности или развитыми во время учебной и производственной деятельности.

Условия деятельности и воспитания могут изменять степень влияния темперамента на стиль работы человека, усиливая влияние на трудовые процессы положительных для данной профессии черт темперамента и ослабляя влияние отрицательных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: