Товары, услуги | Зубная паста | Булочка | Телевизор | Костюм | Кредиты и ссуды на жилье |
Товарная политика | |||||
Ценообразование | |||||
Реклама | |||||
Политика сбыта | |||||
Личные контакты | |||||
Сервис клиентов | - | - |
Примечание: «5» - наивысший балл оценки значимости данного компонента стратегии для данного товара; «1» - низший балл оценки значимости.
Так, для зубной пасты на первом месте по значимости (5 баллов) находится реклама: именно она является определяющим компонентом успеха, а такие приоритеты маркетинга, как личные контакты и сервис клиентов абсолютно несущественны. Эффект стратегии маркетинга булочек в основном определяется политикой сбыта: главное, чтобы булочка могла быть найдена клиентом в нужное время и в нужном месте. Наоборот, место и способ продажи телевизоров не являются значимыми для клиентов, но этот технически сложный товар, помимо собственно качественных характеристик, требует определенной сервисной политики и рекламы. При покупке костюма наряду с его качеством (главное, чтобы костюмчик «сидел»!) важное значение имеют личные контакты покупателя с продавцом, возможность посоветоваться, «подобрать» наилучший вариант. В сфере оказания кредитных услуг личные контакты выходят на первое место: банку важно персонально знать клиента, а им обоим необходимо взаимное доверие. И все эти различия существуют при том, что собственно качество товара практически всегда является одним из важнейших стратегических приоритетов.
|
|
Например, для производителей мясопродуктов важнейшие стратегические приоритеты - качество сырья, стабильность его поставок и четкость сбыта. Один из крупнейших отечественных мясокомбинатов - ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ранее московский «Концерн «Микомс». В 30-80-х годах XX века вся продукция комбината шла нарасхват. А о том, чтобы испробовать деликатесы специального цеха, работавшего для партийно-государственной номенклатуры, рядовой гражданин не мог и мечтать.
Завершив в 1997 г. реконструкцию производства, комбинат получил возможность нарастить выпуск мясопродуктов со 130 т в сутки до 200 т, и стал единственным предприятием столицы, способным полностью перерабатывать мясо - от забоя до выработки полуфабрикатов и готового продукта.
Администрация комбината, проведя оценку рынка мясопродуктов, выявила трудности со сбытом и решила сосредоточиться почти исключительно на них. Одновременная работа с 2000 посредников загнала комбинат в тупик. Не помогла и переориентация на принцип прямых продаж, т. е. через сеть собственных магазинов. Кроме того, отдельные крупные заказы «Микомс» выполнял на уровне рядового посредника: собственные кредитные заимствования преобразовывались в товарные кредиты другим заводам, которые и изготовляли продукцию для «Микомса». Тот в свою очередь перепродавал ее, в том числе Министерству обороны.
|
|
Проблемы со сбытом проявили себя достаточно быстро. Уже в 1999 г. «Микомс» попал в список 16 самых убыточных предприятий Москвы. На нем было введено внешнее управление. Как тут не вспомнить известный тезис, четко сформулированный Питером Друкером: «Маркетинг не есть сбыт. Маркетинг нужен для того, чтобы не было проблем со сбытом».
Главный конкурент «Микомса» на столичном рынке Черкизовский мясоперерабатывающий завод сделал принципиально иную стратегическую ставку - на совершенствование системы закупок сырья. Завод приобрел несколько животноводческих и птицеводческих хозяйств с целью обеспечить себя на 80% отечественным сырьем и тем самым исключить зависимость от импортеров мяса. С середины 90-х годов Черкизовский МПЗ расширяет свою производственную, а с ней и торгово-сбытовую базу. В состав созданного в 1998 г. холдинга «Агропромышленный комплекс Черкизовский» последовательно вошли: Бирюлевский МПК и Каширский МПЗ (Москва), Пензенский МПК, Белгородский МПК, торговые базы в Челябинске, Санкт-Петербурге и Туле, подмосковный свиноводческий комплекс «Кузнецовский», 6 птицефабрик, расположенных в различных регионах России. Холдинг освоил производство широкого ассортимента мясной продукции: свежего мяса (свинины, говядины, мяса птицы), колбасных изделий, замороженных полуфабрикатов и пельменей, мясных консервов, а также молочных продуктов, куриных яиц.
В любом случае для любой фирмы и на любом рынке выбор стратегий достаточно велик. От того, какой качественный эскиз стратегии мы выберем, зависит ее дальнейшая детальная «прорисовка».
7.3. Последовательность этапов формирования маркетинговой стратегии
Первым делом необходимо определиться со стратегической целью. О том, как она может выглядеть, уже говорилось несколько ранее. Но какой может быть последовательность действий по ее формированию (рис. 7.2).
Рис.7.2 Выработка стратегических маркетинговых целей
Осознанный выбор стратегии необходим любому участнику рыночных отношений не только при планировании будущей перспективной деятельности, но и в выборе решений по конкретным, казалось бы, частным вопросам.
Теория и особенно практика маркетинга десятилетиями преодолевала сложившиеся стереотипы мышления. До сих пор еще многих соблазняют «простые» методы управления по принципу «стимул - реакция»: если уменьшился оборот - удвой рекламу; если произошло затоваривание на складах - снизь цену и т. п. Соблазн «простых» решений - одна из главных опасностей для тех, кто еще только начинает ориентироваться в хитросплетениях маркетинга. Одномерные подходы ко все более усложняющимся рыночным процессам способны принести организации в лучшем случае лишь временный успех.
Не исключено, что затоваривание - результат излишней централизации складирования или следствие нерасторопности рекламы. А может быть, изменение спроса порождено возросшим экологическим сознанием, и надо либо менять технологию изготовления, либо качественно совершенствовать сам продукт. Вариантов много, и все они комбинируются. Если выделить хотя бы 12 компонентов стратегии маркетинга и представить каждый из них всего лишь в 4 вариантах, то количество теоретически возможных комбинаций составит 412 = 16,7 млн. вариантов! Чтобы приблизиться к оптимальной стратегии, необходимо поэтапное движение вперед. Именно такой подход к формированию маркетинговой стратегии предложил немецкий маркетолог Г.-Г. Леттау.[11] Вот краткое содержание этого подхода.
|
|
1-й шаг. Составляется перечень тех элементов стратегии, которые применяет (или собирается применить) фирма. Например: качество товара, широта и глубина ассортимента, скидки с цены и др. Понятно, что для каждого товара или услуги при разных рыночных условиях может существовать свой набор целесообразных элементов стратегии. Так, для изготовителей простейших металлических изделий (метизов) нет проблем сервиса своего товара; оказание консультационных услуг не предполагает вопросов их складирования и т. д. Сформированный перечень составит для нас набор строк в будущей матрице альтернатив (вариантов) стратегии.
2-й шаг. Выявляются возможные вариации решения каждой из проблем, отмеченных в перечне. По существу, тем самым мы получаем столбцы и завершаем формирование матрицы альтернатив как первичного проблемного поля для выработки стратегии.
3-й шаг. Создаем комбинации вариантов, цепочки решений в рамках сформированной матрицы. Здесь важно сразу найти отправное звено (вот где поможет первичный «эскиз» стратегии), чтобы сразу ограничить общее количество цепочек, подлежащих дальнейшему анализу. Например, в работе с газетной продукцией один из ключевых факторов — оперативность доставки; маркетинг сезонных товаров требует решения проблем складирования; сбыт автомобилей не может расширяться без соответствующей сервисной сети и др.
4-й шаг. Надо отбросить практически невыполнимые варианты. При этом часть сформированных альтернативных цепочек упраздняется без детального анализа. Аргументы - отсутствие сколько-нибудь соответствующих ресурсов, противоречивость отдельных звеньев в отношении друг к другу и др.
5-й шаг. Сопоставим оставшиеся цепочки с рыночными целями фирмы. Здесь важно определить, насколько удастся приблизиться к достижению намеченных фирмой целей, если реализовать ту или иную стратегию, какие она даст результаты в сопоставлении с нашими потребностями.
|
|
6-й шаг. Соотнесение, ранжирование целей фирмы, ради достижения которых создается стратегия. Строится иерархия целей (это можно сделать и в качестве самого первого шага). Им присваиваются коэффициенты значимости (обычно от 1 до 10 баллов). Полученная иерархия может совершенно не совпадать с выбором ключевого звена (вспомним 3-й шаг). Действительно, для фирмы, производящей сезонный товар, проблема складирования может быть ключевой, однако как стратегическая цель она явно не котируется (6-й шаг может, кстати говоря, предшествовать 5-му).
7-й шаг. Уточняется прогноз результативности каждой стратегии (итог 5-го шага) с учетом значимости каждой цели. Математически оформляется прогноз результативности вариантов стратегии по отдельным целям.
8-й шаг. Находим итоговую (совокупную, суммарную) результативность по каждому из анализируемых вариантов стратегии. Пример итоговой таблицы прогнозной оценки результативности двух альтернатив стратегий приведен ниже (табл. 7.2). Ясно, что здесь, как и в табл. 7.3, допустима значительная свобода в формировании перечней основных характеристик и коэффициентов их весомости.
Таблица 7.2