Введение. Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.

Россия способствует формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. В её основе – расчёт на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, что значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным, примером тому отношения Индии и Пакистана, Израиля и Палестины; НАТО и Северной Африки; США и Ирака и др.

В Вашингтоне считают, что после прекращения существования Советского Союза только американская элита располагает средствами, необходимыми для разработки планетарных программ, и может позволить себе мыслить глобальными категориями. Цель США состоит в том, чтобы превратить Вашингтон в главный центр посредничества и урегулирования, необходимого для неизбежной интеграции планеты.

США сознательно разгромили экономику Африки, ввели Латинскую Аме­рику в долги, из которых ей не выкрутиться на протяжении десятков лет.

20 % наиболее богатых людей в мире получают 83 % мирового дохода, а 20 % беднейших – лишь 1,4 %, при этом лишь 4 % населения развивающихся стран догоняют населе­ние развитых стран, а 96 % всё более отстают.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. Так, например, удельный вес России в современном мире по территории составляет 13 %, при этом на её просторах сосредоточено около 35 % всех мировых ресурсов, в том числе 45 % природного газа, 23 % угля, 14 % урана и 13 % нефти. Несметные богатства таит в себе континентальный шельф России, составляющий 20 % площади всего мирового океана. Общие прогнозные запасы ресурсов на территории России оцениваются мировыми экспертами в 140 трлн. долл.

В перспективе – более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. На территории России стали активно действовать разведки, о которых ранее не было известно — спецслужбы КНДР, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, стран Восточной Европы и даже некоторых стран из ближнего зарубежья.

Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Целями изложения курса «Основы теории национальной безопасности» являются:

- раскрытие теоретического и нормативного содержания курса, в основу которого положены соответствующие нормы международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;

- формирование у обучаемых (курсантов) систематизированных теоретических представлений и знаний об основных направлениях обеспечения национальной безопасности и роли правоохранительных органов в этом процессе;

- выработка у обучаемых (курсантов) практических навыков применения полученных знаний в предстоящей профессиональной деятельности, включая сферу обеспечения национальной безопасности России.

Задачами изучения дисциплины являются:

- выработать у обучаемых умения и навыки правомерного и эффективного применения норм различных отраслей права в процессе обеспечения национальной безопасности России с участием правоохранительных органов;

- сформировать их практическую готовность и способность осуществлять правоприменительную, нормотворческую и контрольно-надзорную функции в рамках государственно-правовых отношений в сфере обеспечения национальной безопасности;

- подготовить будущих специалистов к практической работе по предотвращению угроз национальной безопасности России в соответствии со спецификой правоохранительной системы.

Как комплексное социально-политическое и историческое явление безопасность, национальная безопасность привлекает внимание исследователей различных специальностей – философов, политологов, социологов, юристов, экономистов, историков. По данной проблематике в современной России ведутся разноплановые научные исследования, готовятся и защищаются диссертации[1], проводятся научные и научно-практические конференции, издаются научные статьи и монографии[2].

Заметный вклад в развитие науки о безопасности вносят видные учёные России доктор исторических наук, член-корреспондент РАН А.А. Арбатов, доктор экономических наук, профессор А.Н. Быков, доктор политических наук А.В. Возжеников, доктор юридических наук, профессор Б.В.Ганюшкин, доктор юридических наук, профессор А.Б. Гвоздев, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации П.С. Дмитриев, доктор юридических наук, профессор В.И. Попов, доктор экономических наук, профессор А.А. Прохожев, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской ФедерацииА.А. Толкаченко,доктор юридических наук, профессор И.Л. Трунов, доктор юридических наук, профессор А.Ю. Шумилов и др.

В то же время курс основ теории национальной безопасности находится только в стадии освоения высшими учебными заведениями. Как следствие в стране ещё нет апробированных учебников, а имеющиеся монографии и учебные пособия[3] по данной или близкой тематике написаны до принятия Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (май 2009 г.), основываются на положениях Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утратившей свою юридическую силу.

В силу указанных причин материал лекционного курса базируется в основном на действующих нормативно-правовых актах и актуальных научных публикациях по проблемам национальной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: