Вопрос 1. Экономическая безопасность России
В самом общем понимании экономическая безопасность России – это состояние защищённости экономической основы её конституционного строя от внутренних и внешних угроз.
Первоначальные представления об экономической безопасности современной России формировали видные отечественные учёные-экономисты. Такая необходимость была обусловлена переходом экономики страны к работе в рыночных условиях.
В частности, академик Л.И. Абалкин в 1994 году определял экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно, решать социальные задачи; при этом государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику[1].
Экономическая безопасность – это также важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.
|
|
Экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности, её материальным фундаментом. Составными элементами экономической безопасности являются:
- независимость национальной экономической политики;
- стабильность экономического развития страны;
- устойчивость экономики к неблагоприятным воздействиям;
- способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию[2].
Правовую основу экономической безопасности Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативноые акты органов местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ (ст.ст. 8, 9) экономическую основу конституционного строя формируют следующие её элементы:
- единое экономическое пространство;
- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- поддержка конкуренции;
- свобода экономической деятельности;
- признание равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Статья 34 Конституции Российской Федерации декларирует право на свободу предпринимательства – свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики.
|
|
В качестве субъектов обеспечения экономической безопасности выступают:
- Президент Российской Федерации как гарант Конституции РФ, уполномоченный вырабатывать основы внутренней и внешней политики государства;
- Федеральное Собрание Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации, функциональные и отраслевые министерства, федеральные службы и федеральные агентства;
- налоговые службы;
- таможенные службы;
- банки;
- биржи;
- страховые компании;
- производители и продавцы продуктов, работ, услуг;
- общества потребителей.
В качестве объектов обеспечения экономической безопасности (защиты их интересов) выступает народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности.
Распад СССР сопровождался кризисными явлениями в экономике, обусловленными двумя главными причинами: разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками в составе СССР и переходом экономики из плановой в рыночную. Отражая кризисное состояние российской экономики, Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 год – первая редакция, 2000 год – вторая редакция) перечисляла основные признаки этого кризисного состояния:
- существенное сокращение внутреннего валового продукта
- снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала
- стагнация аграрного сектора
- разбалансирование банковской системы, рост внешнего и внутреннего государственного долга
- тенденция к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости[3].
Концепция объявляла обеспечение национальной безопасности и защиту интересов России в экономической сфере приоритетными направлениями политики государства.
В течение последнего десятилетия для экономики страны был характерен рост. Однако этот рост сохранял по-прежнему однобокий, преимущественно сырьевой характер. Низкими темпами создаются и развиваются современные отрасли производства. Как следствие Россия по-прежнему в разы отстаёт от передовых стран по уровню производительности труда и темпам её роста. Мировой финансово-экономический кризис продемонстрировал уязвимость отечественной экономики от внешних угроз, вызвал очередной спад производства и в Российской Федерации. Развивающийся в Западной Европе новый виток кризиса несёт в себе очередные угрозы экономике России.
Россия остро нуждается в модернизации своей экономики, превращении её в экономику знаний, инновационную экономику[4].
Экономическую безопасность страны формируют следующие базовые элементы:
- безопасность финансовой системы;
- безопасность бизнеса;
- энергетическая безопасность;
- продовольственная безопасность.
Безопасность финансовой системы состоит в её способности:
а) стабильно и устойчиво обеспечивать финансовыми ресурсами основных участников легальной экономической деятельности (банковскую систему; бюджетную сферу – органы государственной власти, образование, культуру, правоохранительные органы, оборону; хозяйствующих субъектов всех форм собственности);
б) обеспечивать стабильность денежного обращения;
в) противостоять угрозам финансового кризиса, дефолта;
г) эффективно противостоять криминальному расслоению финансовых потоков.
Современной России в 90-е годы прошлого столетия пришлось преодолеть глубокий кризис финансовой системы в связи с трансформацией плановой экономики в рыночную. Острый дефицит финансовых ресурсов привёл к нарушению устойчивости денежного обращения, многие предприятия расплачивались друг с другом и со своими работниками производимой продукцией. Галопирующая инфляция «съела» денежные накопления основной массы населения, возникла угроза голода в значительной части регионов России[5]. В 1998 году страна пережила дефолт[6]. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте.
|
|
К моменту принятия Стратегии национальной безопасности (май 2009 года) остановлено падение уровня и качества жизни российских граждан, решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики.
Обеспечена стабильность денежного обращения: в соответствии с Конституцией РФ рубль реально стал единственной легальной платёжной единицей на всей территории страны.
Мировой финансовый кризис 2008 – 2009 годов продемонстрировал неспособность и неготовность финансовых систем большинства государств противостоять массовым угрозам неплатежей. Отсутствие должных денежных запасов (ликвидности) в банковских структурах привело к массовому разорению многих физических и юридических лиц – заёмщиков кредитов, пострадали и некоторые банки, вынужденные в условиях кризиса объявить себя банкротами.
Россия, благодаря накопленным средствам Стабилизационного фонда, избежала привлечения заёмных средств для поддержания ликвидности в своей банковской системе.
Принято законодательство, ориентированное на противодействие криминальному расслоению финансовых потоков[7]. Однако изжить проблемы непрофессионального финансового менеджмента, «откатов» при совершении сделок с участием государственных финансовых ресурсов не удалось. По данным Счётной палаты РФ, только установленные проверками нарушения расходования бюджетных средств в 2011 году составили 718, 5 миллиардов рублей. Сюда входят:
1) нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных актов бюджетного законодательства - 356,3 млрд.рублей, в том числе предоставление бюджетных инвестиций по объектам, не включённым в адресную инвестиционную программу, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, принятие бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств;
|
|
2) нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 238,5 млрд.рублей, в том числе заключение договоров без проведения конкурсных процедур, неправомерное завышение стоимости контрактов;
3) нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учёта и отчётности, - 65,5 млрд.рублей, в том числе искажение бюджетной отчётности, отсутствие учёта хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта и в регистрах бухгалтерского учёта;
4) нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью - 15,6 млрд.рублей, в том числе невнесение сведений об объектах недвижимости в реестр федерального имущества и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) прочие финансовые нарушения - 41,4 млрд.рублей, в том числе нарушения условий соглашений о предоставлении средств субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование федеральных целевых программ;
6) нецелевое использование бюджетных средств - 1,2 млрд. рублей, в том числе оплата за счёт федерального бюджета мероприятий, финансирование которых должно осуществляться за счёт внебюджетных средств[8].
Безопасность бизнеса – важный показатель здоровья национальной экономики и её привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов.
Под безопасностью бизнеса понимают его защищённость от внутренних и внешних угроз.
Защищённость отдельного субъекта экономической деятельности от внутренних угроз – проблема самого субъекта экономической деятельности, тогда как безопасность экономической деятельности в целом, в масштабах всей страны – задача и обязанность государства, поскольку безопасность бизнеса является одним из существенных факторов, определяющих темпы экономического развития страны, роста её экономической мощи.
В советский период главным «бизнесменом» было государство: в его руках сосредоточивались основные средства производства, государство по своему усмотрению распоряжалось результатами экономической деятельности хозяйствующих субъектов (государственная командно-административная экономика). Государство же всей своей мощью обеспечивало и безопасность собственного «бизнеса».
Переход к рыночным отношениям потребовал формулирования и применения новых принципов обеспечения безопасности бизнеса. Эти принципы в форме гарантий (равенства и защиты различных форм собственности, единого экономического пространства, защиты конкуренции, единой денежной единицы и т.д.) сформулировала Конституция Российской Федерации.
Первое десятилетие становления рыночной экономики в нашей стране (девяностые годы прошлого столетия) исследователи и аналитики определяют как период экономического хаоса: практически бесконтрольно шёл процесс перераспределения прежде государственной собственности, деятельность хозяйственных структур находилась по преимуществу под контролем криминальных структур, а не закона и государства. В полный рост встал вопрос о безопасности бизнеса как необходимом условии экономической безопасности и безопасности государства в целом. Очевидной задачей становилась разработка правовых основ предпринимательской деятельности и обеспечение защиты этой деятельности не только средствами закона, но и силой соответствующих правоохранительных структур, действующих в рамках формируемого правового поля.
Правовую основу экономической деятельности в современной России формирует Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс.
Правовую основу безопасности бизнеса составляет административное, хозяйственное и уголовное право.
Особого внимания к себе и поддержки требует малое и среднее предпринимательство – как экономическая функция, решающая важную социальную задачу формирования «среднего класса». Специально принятый Федеральный закон[9] формирует правовые основы и инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Созданная к настоящему времени правовая база, безусловно, способствует повышению безопасности российского бизнеса. Задача состоит в том, чтобы вывести в легальное пространство остатки «теневой» экономики – наследства «лихих» 90-х годов.
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и национальной безопасности в целом. Это связано с тем, что вся современная экономика, транспорт, связь, функционирование объектов обороны, а также жизнедеятельность людей связаны с интенсивным потреблением энергетических ресурсов.
Российский топливно-энергетический комплекс – это около 12 процентов мировой торговли нефтью, углем и практически четверть мировой торговли газом, четвертое место в мире по производству электроэнергии. Энергетический сектор дает почти треть валового внутреннего продукта страны.
В Российской Федерации приняты законы, регулирующие отдельные вопросы энергосбережения и энергетической безопасности[10], однако отсутствует системный подход к решению всей совокупности проблем, связанных с обеспечением энергетической безопасности страны.
В целях ликвидации указанного пробела Президент РФ Л.А. Медведев предложил Правительству РФ разработать Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации.
Рассматривая энергобезопасность в качестве гарантии суверенного развития нации, Президент сформулировал ключевые идеи этой доктрины. Доктрина должна предусматривать решение следующих вопросов:
- обеспечение устойчивого и долгосрочного снабжения страны энергоресурсами, формирование резервов этих ресурсов;
- разработка рациональной схемы обеспечения энергоресурсами регионов России;
- создание условий для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭК, преодоление отставания технологического уровня российского топливно-энергетического комплекса; цель – модернизация отрасли, ликвидация сбоев в энергоснабжении, в теплоснабжении, предупреждение техногенных аварий;
- активное развитие гидроэнергетики и других виды нетопливной энергетики, как наиболее экономичных и экологически чистых, расширение строительства в регионах энергетических объектов с использованием местных ресурсов, в том числе на возобновляемых и альтернативных источниках энергии;
- инновационная модернизация отрасли, формирование так называемых технологических платформ и интеллектуальных электрических сетей, применение в энергетических технологиях наноматериалов, использование наших суперкомпьютеров, для того чтобы правильным образом разносить энергетические потоки;
- обеспечение экологической безопасности, определение порядка быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации производственного, природного характера;
- создание системы наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов, особенно в районах освоения крупных и уникальных месторождений;
- совершенствование системы обучения современным технологиям;
- диверсификация экспортных энергетических потоков;
- охрана энергетических объектов от террористических посягательств.
Продовольственная безопасность не менее важна для государства и граждан, чем безопасность энергетическая.
Наличие продовольственных ресурсов надлежащего объёма, ассортимента и качества при их доступности гражданам является важным показателем качества жизни населения страны.
Вопросы продовольственной безопасности – предмет утверждённой Президентом РФ в 2010 году Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации[11].
Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Доктрина формулирует понятие продовольственной безопасности: продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики страны, при котором:
- обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации
- гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объёмах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путём гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием.
Гарантией достижения стратегической цели является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Пути укрепления экономической безопасности на современном этапе определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Этому, в частности, будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста посредством разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая:
- проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики;
- стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
Противодействию угрозам экономической безопасности будет способствовать также совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержка конкурентной политики
Главной проблемой современной России в продовольственной сфере остаётся высокий уровень зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок.