Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Угрозам национальным экономическим интересам России




Вопрос 2. Угрозы и способы противодействия

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации совершенно справедливо констатирует: состояние национальной безопасности напрямую зависит от экономического потенциала страны.

Это в полной мере относится к военной безопасности, которая обеспечивается не только путём развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, но также выделением на эти цели достаточного объёма финансовых, материальных и иных ресурсов.

В качестве приоритета устойчивого развития Стратегия национальной безопасности называет экономический рост.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) 1996 года определяла 4 вида наиболее вероятных угроз экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведёт к нарушению социального мира и общественного согласия;

2. Деформированность структуры российской экономики, её
топливно-сырьевая направленность;

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности[12].

На момент принятия Стратегии национальной безопасности (май 2009 г.) острота перечисленных выше угроз ослабла.

Стратегия национальной безопасности в качестве главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу называет:

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

- снижение конкурентоспособности и высокую зависимость важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

- потерю контроля над национальными ресурсами;

- ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

- неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;

- низкую устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;

- сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений;

- незаконную миграцию.

Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.




На фоне экономического роста усилилась государственная поддержка депрессивных, убыточных регионов. Снижается криминализация общества и хозяйственной деятельности. Благоприятная конъюнктура мирового рынка энергоносителей позволила, начиная с 2000 года, создать Стабилизационный и Резервный фонды, использование средств которых позволило России относительно благополучно пережить глобальный финансово-экономический кризис 2008 – 2009 годов. По состоянию на конец 2011 года экономика России вернулась к докризисным показателям. Государственный долг сохраняется на минимальном уровне. Близки к докризисному уровню объёмы золотовалютных резервов. Россия стала шестой по величине экономикой мира[13].

Однако по ряду показателей качественных изменений не произошло.

При снижении уровня бедности населения сохраняется вызывающее раздражение в обществе расслоение на бедных и очень богатых людей, медленно формируется «средний класс» – признанная основа социальной стабильности. Медленно преодолевается однобокость, сырьевая ориентация национальной экономики. Не достигнуто серьёзных успехов в борьбе с коррупцией[14].

Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.

Всё это сохраняет угрозы национальным экономическим интересам России, в том числе в основных сегментах экономики – в финансовой сфере, в сфере бизнеса, в сфере энергетической и продовольственной безопасности.



Напомним: согласно Стратегии национальной безопасности национальные интересы Российской Федерации – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

Финансовая сфера России далека от совершенства. Основные угрозы национальным экономическим интересам России в финансовой сфере составляют:

- неравномерность экономического развития страны, подавляющее преобладание убыточных субъектов Российской Федерации;

- низкая инвестиционная привлекательность России для отечественных и зарубежных инвесторов;

- высокая степень зависимости национальной финансовой системы от состояния мировой финансовой системы;

- коррупция.

Неравномерность экономического развития страны предопределяет нерациональное распределение финансовых потоков, направление значительных средств федерального бюджета на дотации «убыточным» регионам.

Неравномерность экономического развития страны – вековая проблема России. В силу неспособности эффективно освоить восточные регионы и в стремлении упрочить положение центральной России Российская империя была вынуждена в 1866 году продать Америке Аляску. Системный кризис 90-х годов прошлого века привёл к упадку экономику Сибири и Дальнего Востока, массовый отток населения из этих районов. Эти и другие регионы современной России остаются «убыточными» для федерального бюджета. Дотации из федерального бюджета получают 70 субъектов РФ из 83, т.е. в зоне убыточности находится 84% всех регионов России.

«Убыточность» многих субъектов Российской Федерации специалисты считают искусственной, следствием нерациональной организации межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов РФ, сложившейся в 90-е годы прошлого века. Сегодня центр аккумулирует на федеральном уровне (федеральный бюджет и федеральные фонды) основной объём финансовых ресурсов, из которых дотирует регионы, вместо того, чтобы изначально оставлять в регионах большую часть производимых в регионе средств. Необходимость пересмотра системы межбюджетных отношений в пользу регионов сегодня признана на самом высоком государственном уровне, намечена программа мер, направленных на решение этой задачи[15].

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу Стратегия национальной безопасности определяет создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путём сбалансированного территориального развития.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путём развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.

Низкая инвестиционная привлекательность России приводит к вынужденному расходованию бюджетных средств на решение задач инновационного развития экономики страны.

Слабая инвестиционная привлекательность России для отечественных и зарубежных инвесторов обусловлена низким значением индекса экономической свободы в её общепризнанном международном определении[16]. Эксперты Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой».

Высокий уровень давления государства, слабая защищённость иностранного бизнеса в России, коррупция приводят к тому, что Российская Федерация согласно рейтингу по 179 странам занимает в 2009 – 2010 годах 143-ю позицию и входит в группу стран с преимущественно несвободной экономикой. Восстановив, согласно данным Банка России, в 2011 году докризисный уровень иностранных инвестиций, Россия тем не менее значительно уступает по инвестиционной привлекательности таким развивающимся странам, как Бразилия и Китай.

Зависимость национальной финансовой системы от состояния мировых финансов вынуждают Россию отвлекать собственные финансовые ресурсы на решение проблем, не спровоцированных Россией и состоянием её экономики.

Преодоление этой зависимости лежит на пути более тесной интеграции отечественной и мировой финансовых систем, а также развития механизмов, повышающих устойчивость внутренней финансовой системы к неблагоприятным внешним воздействиям.

В целях интеграции национальной финансовой системы в мировую систему финансов и уменьшения её зависимости от внешних угроз предусматривается создание в Москве Международного финансового центра. В рамках реализации проекта предусматривается:

- введение в действие для применения на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчётности[17];

- корректировка Гражданского кодекса Российской Федерации;

- слияние российских бирж ММВБ и РТС[18];

- расширение полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам по предотвращению правонарушений на финансовых рынках, защите интересов инвесторов, в том числе в суде, а также о наделении её правом разрабатывать и представлять в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования финансовых рынков;

- совершенствование механизма бюджетного инвестирования, осуществляемого в рамках государственно-частного партнерства через Инвестиционный фонд Российской Федерации;

- разработка мер налогового стимулирования, направленных на повышение инвестиционной привлекательности российского фондового рынка;

- упрощение административных процедур при реализации инвестиционных инфраструктурных проектов;

- иные меры организационного характера[19].

Серьёзной проблемой экономической безопасности России являются преступления экономической направленности. Спектр этих преступлений весьма широк, в их состав входят:

- хищения, включая нецелевое расходование бюджетных средств;

- мошенничество;

- незаконные сделки с валютными ценностями;

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;

- обман потребителей;

- выпуск и продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности;

- сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения;

- незаконное предпринимательство;

- взяточничество;

- контрабанда и нарушение таможенного законодательства;

- преступления, связанные с приватизацией и др.

Решение проблемы сегодня видится в усилении противодействия подобным преступлениям всей мощью правоохранительных органов страны.

Особая роль в этих процессах принадлежит органам прокуратуры, в обязанность которых в соответствии с Федеральным законом входит осуществление эффективного и своевременного публичного контроля за деятельностью участников экономических отношений. Наряду с этим для обеспечения экономической безопасности государства необходимо тесное взаимодействие всех государственных органов, работающих в данном направлении[20].

В сфере бизнеса национальные интересы России состоят в создании правовых и иных условий, благоприятствующих развитию бизнеса как основы экономического роста страны.

Угрозу национальным экономическим интересам составляют:

- нерешённость структурных проблем

- низкие темпы экономического роста

- увод части экономики из легальной сферы «в тень».

Нерешённость структурных проблем, несбалансированность российской экономики несёт угрозу национальному суверенитету, особенно в условиях глобальных кризисов.

Формирование сбалансированной экономики – процесс сложный и длительный. Исчерпывающее решение этой задачи доступно только крупным экономикам. Большинство стран идут по пути международной кооперации и разделения труда – этот путь называют глобализацией.

Экономика России, хотя и входит в число крупнейших мировых экономик, пока не в состоянии сформировать полностью сбалансированную и самодостаточную экономику, да в этом нет и необходимости. Руководство страны полагает, что в ближайшей перспективе Россия должна ускоренными темпами развивать те отрасли отечественной экономики, в которых она может достичь наивысшего успеха в силу имеющегося научного и технологического задела. Определены такие приоритетные направления: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности[21].

Низкие темпы экономического роста затрудняют решение вопросов обеспечения достойного уровня и качества жизни населения страны, задач по обеспечению национальной обороны.

Ускорению темпов экономического развития страны способствует формирование национальной инновационной системы, а такжемеждународная кооперация, прежде всего – на пространстве Содружества Независимых государств.

Необходимость формирования национальной инновационной системы связана с тем, что доля инноваций в современной экономике России продолжает оставаться недопустимо низкой. Это иллюстрируют следующие данные:

- доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18 %, что почти вдвое ниже, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития, куда входит и Россия (33%);

- из числа использованных передовых технологий всего 2,6 % имеют патент на изобретения;

- более 90 % машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами;

- удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10 %, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции – чуть более 4 %;

- стоимость импорта технологий в 2,1 раза превышает стоимость их экспорта;

- отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9 % от общего объема, тогда как сырьевой экспорт – более 77 %;

- на 60 % расходы на НИОКР обеспечиваются за счёт государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором[22].

Формирование национальной инновационной системы предусматривалось утверждёнными Президентом РФ Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу[23],затем Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года[24], а затем и Стратегией инновационного развития до 2020 года[25].

Последний документ констатирует: ускорение технологического развития мировой экономики привело к тому, что реальными конкурентами России становятся не только страны – лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, государства – участники Содружества Независимых Государств. Технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Инвестиции в технологическое развитие рассматриваются Соединенными Штатами Америки, Японией, государствами – членами Европейского союза, а также Китаем, Индией и Бразилией в качестве ключевой антикризисной меры.

Содействовать ускорению инновационного развития России призван инициированный Президентом Д.А. Медведевым проект «Сколково». В соответствии с принятым Федеральным законом проект создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» осуществляется вцелях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям:

1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;

2) ядерные технологии;

3) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);

4) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;

5) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Проект предполагает создание образовательного центра (университета) задачей которого будет подготовка кадров для инновационного развития России. Уникальность университета состоит в том, что, согласно Федеральному закону, он не будет лицензироваться в обычном порядке, к преподаванию в нём будут привлекаться крупные учёные и специалисты со всего мира, а практику студенты будут проходить здесь же, в Сколково, в научных организациях и внедренческих структурах, а также за рубежом.

В целом проект должен способствовать прорыву инновационной деятельности в России в новое качество, преодолению сохраняющихся косных подходов к реализации полезных идей и разработок.

Национальная инновационная система призвана «подтягивать» производительность труда, способствовать освоению новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики.

«Вкус» к инновационному развитию региональных экономик почувствовали многие субъекты Российской Федерации, в числе которых Ханты-Мансийский автономный округ, Самарская область, Республика Татарстан, Ненецкий автономный округ, Пермский край, Нижегородская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Калинингpадская области, Ямало-Ненецкий автономный округ[26].

В Белгородской области в составе департамента экономического развития администрации губернатора функционирует Управление инновационного развития. В задачи Управления входит оказание в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых хозяйствующими субъектами на территории Белгородской области, а также обеспечение деятельности Инвестиционного совета при губернаторе Белгородской области.

В рамках интеграционных процессов с 1 января 2012 года заработало Единое экономическое пространство стран Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация). Единое экономическое пространство открыто для присоединения к нему других государств – членов ЕврАзЭс.

Потенциал такого объединения – расширение зоны свободного движения товаров, работ, услуг и рабочей силы, создание единой сбалансированной экономики, свой вклад в которую с учётом национальной специализации вносят все участники соглашения по Единому экономическому пространству, ускорение темпов экономического развития каждой страны и сообщества в целом. Для России это – решение задачи, формулируемой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, вхождение в число пяти стран – лидеров по объёму валового внутреннего продукта[27].

В рамках Единого экономического пространства в перспективе планируется переход на единую валюту стран – участниц проекта. Это должно способствовать упрощению и облегчению взаиморасчётов. Однако участники проекта не торопятся с решением данного вопроса, изучая проблемы, с которыми столкнулся Европейский союз в силу неравномерного развития входящих в его состав государств: проблемы острого дефицита отсталых стран (Греция, Испания и др.) перекладываются на плечи более экономически развитых (Германия, Франция), что таит в себе потенциальную угрозу распада Евросоюза.

Пребывание «в тени» части экономики уменьшает размер бюджетных поступлений, ухудшает социальную защищённость работников «теневой экономики» в сравнении с легальной.

По оценкам Росстата, ненаблюдаемая экономика составляет примерно 16 % от валового внутреннего продукта (ВПП). Она представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного конечного пользования (без незаконных видов деятельности: проституции, торговли наркотиками, порнографии, контрафакта). По сути это неформальный рынок труда и скрытая оплата труда. В этом секторе занято примерно 13 миллионов человек, или 17-18 процентов экономически активного населения[28].

Для сравнения напомним: теневая экономика в середине 90-х годов прошлого столетия по оценкам достигала масштабов 50 % ВВП. Прогресс налицо, но существующее состояние требует продолжения работы по сужению сектора теневой экономики – в интересах и государства, и граждан.

Улучшению защищённости бизнеса в России должен способствовать принятый в 2008 году Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако эксперты и само бизнес-сообщество не придерживаются этой позиции, отмечая сохраняющееся всесилие государства и высокую степень зависимости от него, особенно малого и среднего бизнеса. Решение проблемы – в переходе на бесконтактные, информационные технологии взаимодействия бизнеса и власти, исключающие саму возможность возникновения коррупционных схем.

Угрозы национальным интересам в сфере энергетики составляют низкие темпы технического перевооружения отрасли, высокая энергоёмкость отечественной продукции, высокий уровень энергетических потерь в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Следствием технической отсталости отрасли являются регулярно возникающие аварии технологического оборудования и энергопроводящих систем (электро-, теплоснабжения, реже – газоснабжения).

Самой «громкой» стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС (17 августа 2009 г.). В результате аварии погибло 75 человек, нанесён ущерб экономике и экологии, превышающий 40 миллиардов рублей.

Ежегодно сотни населённых пунктов остаются без электричества в результате повреждения линий электропередач вследствие погодных условий (сильные ветра, снеговые нагрузки).

Нормативные потери тепловой энергии не должны превышать 5 – 7 %, фактически же они составляют 25 % и выше, к тому же высокая степень изношенности тепловых сетей приводит к авариям, и вовсе оставляющим население и предприятия без тепла.

Решению данного круга задач должна способствовать разрабатываемая Правительством РФ Доктрина энергетической безопасности. В энергетике, как и в остальных ведущих отраслях экономики России должны внедряться инновационные решения.

Угрозу национальным интересам в сфере продовольственной безопасности составляют высокая зависимость страны от импорта продовольствия и широкое хождение контрафактной и просто некачественной продукции.

Безопасная для страны доля импорта продовольствия по его видам согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации колеблется в пределах от 5 % (зерно, картофель) до 20 % (сахар, растительное масло, рыбная продукция). Фактические показатели превышают нормативные на 10 – 15 %. Превышение нормативных показателей несёт опасность утраты продовольственной независимости страны.

Меры государственной поддержки отечественного сельского хозяйства способствуют его ускоренному развитию, наращиванию объёмов сельскохозяйственной продукции собственного производства, реализации политики импортозамещения.

Указанные меры дополняются усилением контроля качества реализуемого населению продовольствия.

Активно участвует в реализации этой политики Белгородская область, ставшая одним из крупнейших в стране производителей мяса. Как следствие в целом по стране и в Белгородской области в последние годы улучшается структура питания населения, картофель и хлеб вытесняются мясом, молоком, яйцами, овощами и фруктами.

Меры по обеспечению продовольственной безопасности определяет Стратегия национальной безопасности РФ. Продовольственная безопасность России обеспечивается:

- за счёт развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания;

- путём предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

Свой вклад в обеспечение национальных интересов пытается внести и заинтересованная общественность. В Москве создана неправительственная организация «Институт инновационного развития», ставящая своей целью разработку и реализацию инновационных решений в реальном секторе экономики, общественно-политических институтах страны, в научно-производственных отраслях, в области международных отношений и геополитической стратегии России в реальных условиях глобального мира. Ценность развиваемого подхода состоит в том, что авторы проекта, во-первых, видят необходимость инновационного развития не только в сфере экономики, но во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, а во-вторых, считают, что в решении этих задач должны принять участие самые широкие слои заинтересованной и способной к этому общественности. Это – стратегически верное решение, за которым будущее.





Дата добавления: 2014-02-13; просмотров: 2869; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10303 - | 7622 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.200.74 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.