≤ совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности фирмы устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с целевыми клиентами.
Таким образом, маркетинговая среда – совокупность факторов, которые либо открывают для фирмы новые возможности, либо формируют угрозы, создают опасности потерь завоеванных позиций. Маркетинговая среда постоянно меняется.
Микросреда представлена силами, имеющие непосредственное отношение к самой фирме, ее возможностям по обслуживанию клиентуры: поставщиками, клиентами, конкурентами, посредниками, прессой, деловыми кругами.
Маркетинговая среда представлена силами большего масштаба, влияющие на жизнь общества в целом. Микросреда – возможность фирмы по выбору поставщиков, по работе со СМИ, по формированию связей с властными структурами, по взаимоотношению с общественными организациями, по работе с целевыми рынками и т.д.во многом зависит от силы рыночной позиции каждого из субъектов рынка и степени противоречивости их хозяйственных интересов.
В совокупности системных отношений всех субъектов рынка формируют конкурентную среду фирмы.
1. Доминирующая на рынке ценовая политика зависит от:
А) чувственности спроса к изменению цены
Б) потенциальной реакции конкурентов на возможные изменения цены.
Спрос – количество товаров и услуг, которые потребители хотят и могут купить по доступным ценам.
Dх = ƒ(Px, Pyz, I, T, F)
Dx – спрос на товары
Px – цена на товары
Pyz – цены на другие товара
I – величина потребительского дохода
T – предпочтения
F – ожидание потребителей
Закон спроса определяет зависимость Dx от Px при постоянных остальных факторах. Чем ниже цена товара, тем больше количество, которое потребители хотят и могут купить.
2 типа влияющих товаров:
1) Товары-сабституты (заменители) ↑Рмасло → ↑Dмасло → ↑Dмаргарин
2) Комплиментарные товары (которые могут дополнять другие в процессе потребления) ↑Рсотовый телефон → ↓D сотовый телефон → ↓Dчехлы
Потребитель расход на текущего потребителя
доход – сбережения (1)
Если растет (1), то потребитель меняет свою структуру, потребляемую от товаров с более низким к более высокому качеству.
Энгель – по мере роста семейных доходов доля расходов на питание сокращается, а на образование, лечение увеличивается.
Р неэластичный P эластичный спрос
спрос
Q 1 Q Q1 Q
P
товары – блага низшего порядка = товары, спрос на
которых при неизменных ценах и увеличении денежных
доходов сокращается (парадокс Гриффина).
Q1 Q
Р
Элитные товары
Q
Ценовая эластичность спроса характеризует степень чувствительности. Объема спроса к изменению цены товара при условии, что все остальные факторы остаются неизменными.
Q1
Ɛр (D) = % изменения Q = Q
% изменения Р P1
P
Эластичный спрос –∞ ˂ Ɛp (D) ˂ -1
Неэластичный спрос –1 ˂ Ɛp (D) ˂ 0
Ɛp (D) ˂ -1 – единично эластичный
перекрестная эластичность – понятие, характеризующее степень чувствительности спроса на один товар к изменению в цене другого товара при условии, что все остальные факторы – constant.
Q1 A
Ɛс (D) = изменения Q на товары A(b%)= QA
Изменения Р на товары В(b%) P1 B
PB
↑PB→↓QB→↑QA субституты
Ɛс (D) ˃ 0 → A и B субституты
˂ 0 → А и В комплиментарны
= 0 → А и В не связаны