double arrow

Факторы, определяющие характер эластичности спроса


1) наличие товаров субститутов

2) время приспособления потребителя к изменению в день

3) специфика рынка

4) покупательские стереотипы

Уменьшение покупательской чувствительности к цене в случаях:

1) товар имеет яркие отличительные особенности

2) потребители недостаточно информированы о наличие товаров-субститутов

3) отсутствует возможность сравнения качества товаров

4) расходы на приобретение данного товара составляют незначительную часть от общих доходов потребителя

5) эффект конечной выгоды

6) часть расходов на покупку несет другая сторона

7) присутствует возможность использования продукта совместно с имеющимися товарами

8) цены воспринимаются как покупатель более высокого качества, исключительности свойств

9) у потребителя отсутствует возможность хранения товара.

1.Для оценки ценового давления на рынке можно использовать порядковую шкалу с качественными параметрами характера ценовой политики и бальной оценки, соответствующей ее градации.

1) цена минимальных издержек

2) цена широкого проникновения


3) психологическая цена

4) престижная цена

5) монополистическая цена




Для более детальной оценки – коэффициент ценового давления, который характеризует вариацию цен в пространстве или во времени. Чем сбалансированнее рынок, тем меньше размах колебания цен, тем устойчивее средний уровень.

Вариационный ряд (в неубывающем порядке):

5 6 8 11 15 15

Наиболее простой показатель вариации цен характеризует интервал варьирования цен и косвенно свидетельствует об их дифференциации.

R = pmax – pmin = 15 – 5 = 10

Коэффициент ценового давления определяет степень различных цен в пределах одного товара (товарные группы) с однородными функциональными свойствами. При этом необходимо оценить как вариацию индивидуальных уровней цен при обеспечении сопоставимости основных потребительских свойств товара, так и засчет дифференциации качественных характеристик товара.

В общем случае для:

δ

R = ṕ

δ = √S²

S² = 1/n ∑ⁿi=1 (pi – ṕ)²

ṕ = 1/n ∑ⁿi=1 pi

med – средний элемент ряда цен, если число элементов нечетное и полусумма средних, если четное.

8+11

med = 2 = 9,5

d – среднее абсолютное отклонение = 1/n ∑ⁿi=1 |xi – med|

|5-9,5| + |6-9,5| + |8-9,5| + |11-9,5| + 2|15-9,5|

d = 6 = 1/6 (4,5+3,5+1,5+1,5+25,5) = 11/3

ṕ = 1/6 (5+6+8+11+15+15) = 60/6 = 10

S² = 1/6 (5-10)²+(6-10)²+(8-10)²+(11-10)²+2(15-10)² = 1/6(25+16+4+1+225) = 16

R = 4/10 = 2/5

При изучении колеблющихся цен в динамике, определяется тенденция к изменению во времени; выявляется тренд, который рассматривается как общая закономерность динамики цен и оценивается колеблемость цен вокруг выявленного тренда. Анализ колеблемости цен в динамике важен при различении высокого уровня коэффициента ценового давления, характерного для рынка с чистыми конкурентами и олигополии.



1) повышаемой тенденции цены при устойчивой привязке роста цен к изменению качества товара (психологическая цена).

2) На рынке чистой конкуренции колеблемость цен, как правило, вокруг постоянного уровня.

1) p 2) p


t t


2.Доминирующий на рынке тип отношений

1) чистая конкуренция (использование маркетинговых инструментов минимально – стандартные товары, одна цена)

2) монополистическая конкуренция (разброс цен, маркетинговые стратегии, рекламные кампании)

3) олигополия (несколько крупных компаний, автокомпании) – чистая; дифференцированная. Типы предприятий на рынке олигополии:

§ лидеры – 40%

§ претенденты – 30%

§ последователи – 12%

§ окопавшиеся в нише – 2-4% (стратегия фокусирования)

4) чистая монополия (у товара нет заменителя, 1 компания – поставщик электроэнергии)

параметры чистая конкуренция монополистическая конкуренция олигополия чистая монополия
количество производителей много много (то отличаются) мало (2-8)
сила конкуренции очень сильная сильная слабая нет
доля на рынке маленькая маленькая большая весь рынок
доступ на рынок открытый затрудненный более затрудненный блокирован
объем продаж спросом и конкурентоспособностью конкурентоспособностью и сговором участников сговором участников и конкурентоспособностью Спросом
ценообразование на основе равновесия спроса и предложений на основе спроса и конкурентоспособности товара на основе спроса и действий компании определяет самостоятельно
роль рекламы низкая высокая очень высокая низкая
норма прибыли незначительная 2-8% 8-20% ˃20%

Для оценки степени господства компании на рынке – индекс концентрации Герфенделя = сумма квадратов доли рынка каждой крупной фирмы.



h = ∑ⁿi=1i

У монопольного рынка h = 10.000

Чем ↓h, тем ближе рынок к чистой конкуренции. Интегрирующая показателем интенсивности конкуренция в отрасли – средняя отраслевая прибыль. Интенсивность конкуренции в отрасли можно оценивать на основе ряда факторов:

§ число конкурентов

§ сила конкурентов

§ темп роста отрасли

§ уровень постоянных издержек

§ наличие лояльных покупателей

§ наличие резервных мощностей


§ присутствие на рынке конкуренции различных типов:

o предметная \ межфирменная (товар идентичен)

o видовая (товары различаются характеристиками качества)

o функциональная (между товарами-субститутами)

§ стратегическая значимость рынка

§ сила входных и выходных барьеров.







Сейчас читают про: