double arrow

Поль Элюар


Литература

Бретон А. Антология черного юмора. – М., 1999.

Балашов Н.И. Андре Бретон и эпилог сюрреализма // Французская литература. 1945–1990. – М., 1995.

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. - С. 42-52; 61-68.

Вермо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма / Пер с фр. – СПб., 1996.

(1895–1952)

Элюар, Поль (Eluard, Paul; псевдоним; настоящее имя – Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) - французский поэт. В 16-летнем возрасте страдал от приступов кровохарканья, вынужден был провести два года в швейцарском санатории. Двухлетняя изоляция стала решающей в биографии будущего поэта. Элюар встретился здесь одновременно с большой литературой и с большой любовью. Он открыл Бодлера, Лотреамона, Рембо, влиянием которых отмечены его первые стихотворные опыты. Его музой стала русская пациентка Елена Дьяконова, которой Элюар дал имя «Гала» и на которой женился в 1917 г.

Элюар участвовал в первой мировой войне, пострадал во время газовой атаки и был демобилизован. Фронтовые впечатления нашли отражение в сборнике стихов «Долг и тревога» («Le Devoir et l’inquiétude», 1917).

В 1919 г. Элюар сблизился с дадаистами (сборник «Животные и их люди; люди и их животные» – «Les Animaux et leurs hommes, les hommes et leurs animaux», 1920; «Примеры» – «Exemples», 1921). Издавал свой журнал «Поговорка».




В 1922 г. отошел от дадаизма и в 1924 г. вместе с А. Бретоном и Л. Арагоном встал во главе группы сюрреалистов. Элюар мечтал об освобождении духа, верил в то, что поэзия и воображение должны сыграть главную роль в этом.

В 1928 г. первым из сюрреалистов вступил во Французскую коммунистическую партию. В 30-е гг. встал на антифашистскую позицию. В занятом немцами Париже написал поэтические сборники «Открытая книга I» («Le Livre ouvert I», 1940), «Открытая книга II» («Le Livre ouvert II», 1942).

В 1942 г. Элюар вступил во Французскую коммунистическую партию. Поэтическим знаменем Сопротивления стало стихотворение «Свобода» из сборника «Поэзия и правда» («Poésie et vérité», 1942). Название сборника носит программный характер: оно свидетельствует об отказе Элюара от поэтических ухищрении, о страстном и честном воплощении «правды, ничем не прикрытой, и очень бедной, и жгуче пламенной, и всегда прекрасной», как сказал поэт в послесловии к книге стихов «Лицом к лицу с немцами» («Au rendez-vous allemand», 1945).

Стихотворение «Свобода», написанное в начале 1942 г., было опубликовано в сборнике «Поэзия и правда» в том же году под названием «Единственная мысль». В короткий срок оно стало известно по всей Франции, его переписывали во множестве экземпляров и распространяли подпольно, читали на собраниях. Исследователь поэзии Элюара Н.И. Балашов так определяет идейно-художественные особенности стихотворения: «Поэт решился двадцать раз повторить в стихотворении одну и ту же синтаксическую конструкцию, неизменно заканчивающуюся словами: «Я имя твое пишу». Это многократное повторение и широкий, с первого взгляда могущий показаться случайным, диапазон представлений, чувств и вещей, на которых поэт начертал слово «свобода», художественно оправданы и необходимы. Ведь речь шла о свободе, а во время оккупации это была та важнейшая общая заветная «единственная мысль», к которой патриотов разных социальных групп, возрастов, характеров вели самые разнообразные ассоциации идей, мысль, для которой никакое повторение не было лишним».



Элюар – выдающийся мастер любовной лирики. Первые послевоенные поэтические сборники «Лишнее время» («Le Temps débordé», 1947), «Памятное тело» («Corps mémorable», 1948) окрашены трагическими мотивами одиночества и страдания, навеянными смертью жены поэта. Некоторая замкнутость в сфере интимных переживаний преодолевается Элюаром в сборниках «Политические стихи» («Poèmes politiques», 1948), «Урок морали» («Une leçon de morale», 1950). Широкую известность получил выпущенный вместе с П. Пикассо сборник стихов «Лик всеобщего мира» («Le Visage de la paix», 1951). В своем послевоенном творчестве Элюар выступает как поэт-гражданин, патриот, борец за мир и прогресс. Элюар активно сотрудничал с литературными журналами, такими как «Леттр франсез», «Нувель критик». Ему посмертно присуждена Международная премия мира (1953). Лучшие переводы поэзии Элюара на русский язык принадлежат перу П. Антокольского.







Сейчас читают про: