double arrow

Тема 4. Элюар П. Избранные стихотворения


Литература

Элюар П. Избранные стихотворения. – М., 1961.

Элюар П. Стихи. – М., 1971.

Великовский С.И. …К горизонту всех людей: Путь Поля Элюара. – М., 1968.

Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. – М., 1982.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. - М., 2002.

Неоклассицизм и П. Валери

Неоклассицизм как одна из модернистских тенденций в искусстве и литературе начала XX в. Отношение неоклассицизма к античному культурному наследию. «Романская школа» и истоки неоклассицизма. Биографические сведения о П. Валери. Валери и символисты. Проблематика первого периода творчества. Тема мучительного самосознания в стихотворении «Нарцисс говорит». Духовный кризис Валери и отказ от поэтического творчества. Позиция Валери в деле Дрейфуса. Сотрудничество с агентством «Гавас». Поиски «универсального метода» и «Введение в систему Леонардо да Винчи». Эстетические принципы писателя в статье «Чистая поэзия» (1928). Валери о мифологизирующей функции слова. Полемика Валери с романтической концепцией вдохновения, непроизвольности творческого акта. Тема стандартизации индивидуального восприятия в философской повести «Вечер с господином Тэстом». Возвращение к поэтическому творчеству. Поэма «Юная Парка» - образец поэтического «герметизма» в творчестве писателя. Особенности поэтики Валери. Валери о «состоянии модерна» в эссе «Кризис духа». Интеллектуализм и неоклассицизм Валери как реакция на «состояние модерна». Влияние парнасской школы и символистской традиции в сборнике «Альбом старых стихов». Сборник «Чары» как образец интеллектуальной лирики Валери. Позднее творчество: неоклассицистская трактовка одного из вечных образов мировой литературы в драматической поэме «Мой Фауст».




Неоклассицизм

Неоклассицизм – одна из модернистских тенденций в искусстве и литературе начала XX в. Характерная черта неоклассицизма - его антиромантическая, антисимволистская и антинатуралистическая направленность. Важнейшая особенность неоклассицизма – обращение к античной культуре, использование мифологических образов и мотивов, тем и сюжетов античной литературы. Неоклассицизм воспринимает античное культурное наследие не как эстетический идеал или образец стиля, но как материал, включенный в контекст новейших художественно-эстетических исканий, позволяющий поставить «вечные» проблемы человеческого бытия.

Одним из наиболее ранних проявлений неоклассицистских тенденций в литературе стала «романская школа» – направление во французской поэзии 90-х гг. XIX в., которое возглавил Ж. Мореас. В «романскую школу» входили Ш. Моррас, М. Дюплесси, Э. Рейно, Р. де ла Тайед. Начинавший как символист, автор первого «Манифеста символизма» Мореас в 90-е гг. отошел от символизма и призывал вернуться к традициям национальной культуры, к «прекрасной ясности». В 1891 г. он опубликовал «Манифест французской романской школы». Мореас отказался от свободного стиха, столь любимого символистами. Отныне образцом для современной лирики он считает поэзию «Плеяды» и XVII в. А. Франс назвал Мореаса «Ронсаром французского символизма». В своем лучшем поэтическом сборнике «Стансы» (1899–1901) Мореас выражает поэтическую эмоцию с помощью классических ритмов и строф:



Я все не сговорюсь со славою своею,

Лишь к мертвецам лицо обращено мое,

Зерном моих борозд живится воронье,

Мне жатвы не собрать, хоть я пашу и сею.

Но я не сетую. Пусть злится Аквилон,

Пускай меня клеймят, пускай, кто хочет – свищет:

Что нужды, если твой, о лира, тихий звон

Искусней с каждым днем становится и чище?

Пер. Б. Лившица

Как отмечает французский исследователь Серж Фошеро в своей книге «Экспрессионизм, дада, сюрреализм и другие “измы”» (1976), «война 1914-1918 гг. нанесла серьезный удар по довоенным художественным течениям. Несмотря на дадаизм, с 1920 г. старшее поколение обращается к порядку, и многие вчерашние революционеры в искусстве высказываются за неоклассицизм: Стравинский и Прокофьев в музыке, Пикассо в живописи…»[6].

В начале XX в. неоклассицистские тенденции во французской литературе с особой силой проявляются в творчестве П. Валери, А. Жида, Ж. Кокто. А. Жид писал о себе: «...в настоящее время считаю себя лучшим представителем классицизма». Под классицизмом Жид понимает особую позицию писателя и соответствующую ей эстетику. Главной добродетелью писателя он называет скромность, отсутствие самодовольства, а основным достоинством произведения – уравновешенность и чувство меры. В «Трактате о Нарциссе» (1891) и в драме «Плохо прикованный Прометей» (1899) Жид обращается к мифологическим образам и сюжетам, которые интерпретирует в духе символистской эстетики и индивидуалистической этики.



В немецкой литературе рубежа XIX–XX вв. неоклассицизм формировался как реакция на натурализм, прежде всего в творчестве Пауля Эрнста и Вильгельма Шольца. «Низкому» герою и обыденности обстоятельств натуралистической литературы Эрнст и Шольц противопоставляют «высокого» героя, сталкивающегося с объективной необходимостью и отстаивающего в борьбе с ней свое человеческое достоинство и внутреннюю свободу. Драматургия Эрнста и Шольца ориентируется на традиции французской классицистской трагедии.

Неоклассицистские тенденции обнаруживаются и в творчестве Фридриха Ницше, в работе «Рождение трагедии» (1872) трактующего античную культуру как взаимодействие аполлоновского и дионисийского начал.

Черты неоклассицизма проявились в поэзии крупнейшего немецкого поэта-символиста Стефана Георге. В поэме «Альгабал» (1892) поэт обращается к эпохе позднего Рима и создает образ жестокого и развратного римского императора Гелиогабала. Античность предстает в поэме как замаскированный образ современности. Она не воспринимается более как воплощение гармонии и меры, но таит в себе, как всякая эпоха, темные, иррациональные начала.







Сейчас читают про: